Сенсей славянского каратэ.
Когда-то по японской традиции считалось, что настоящий мастер и учитель воинских искусств должен, кроме всего прочего, обладать глубокими знаниями и шести изящных искусств. Основатель стиля фудокан- каратэ, серб по происхождению, сенсей Илья Йорга (8 дан каратэ фудокан, 6 дан - сетокан) в полной мере отвечает этим классическим требованиям. Он - профессор медицины Берлинского и Белградского университетов, доктор философии. Кроме этого, доктор Йорга владеет 6 (!) языками, учился в консерватории по классу фортепиано, сам рисует иллюстрации к своим книгам по медицине и каратэ.
Мне посчастливилось познакомиться с сенсеем Йоргой во время чемпионата России по каратэ-фудокан 2004 года, проходившего в Тольятти. Среднего роста, интеллигентный человек в очках никак не производил впечатление супермена. Недаром, когда доктор Йорга проходил через пункт охраны, перед тем как попасть на передачу на одну из самарских радиостанций, милиционер удивленно- недоверчиво заметил: "Что-то он не похож на каратиста!" Под "милицейские" стандарты сильного человека Йорга явно не подходил. Тем не менее его считают одним из лучших в мире теоретиков и практиков каратэ. И интервью с ним будет полезно почитать всем, кто занимается или интересуется единоборствами.
- Доктор Йорга, когда-то каждый учитель был учеником. Кто учил вас?
- Я встретил японца Мурокано в Париже, где я учился в Сорбонне. Это было в 1958 году. Он был первым японцем - мастером каратэ, приехавшим в Европу. Его ученик был очень близким другом моего брата. Он рассказал мне об этом учителе. Мой брат с детства занимался единоборствами: боксом, борьбой и каратэ. А я спорт не любил, я любил музыку и учился в музыкальной школе по классу фортепиано. Вот брат и заставил меня заняться спортом, чтобы у меня немного появились мускулы. Я начал заниматься у Мурокано по стилю сетокан. Он был типичный старый японец, показывал только один раз, а второй раз уже ударял. У него начинали около 200 учеников, а остались только 10 человек. Остальные ушли, потому что он был ужасным учителем. Но потом он заболел, у него был рак, и я стал лучше его понимать. Он до последнего момента оставался сильным человеком. Он научил меня не только основам техники, но и гораздо большему - умению принимать решения, уверенности в себе. Если ты решил, то не нужно сомневаться, только вперед к поставленной цели, только "да". Моим вторым учителем был сенсей Каза. Он был похож на Мурокано, но когда у него родилась первая дочь, то он начал медленно меняться. Когда у него родилась вторая дочь, то он полностью изменился и стал очень хорошим человеком. В те времена я становился 4 раза чемпионом Европы по стилю сетокан. Я сражался с японцами и получил 6-й дан.
А моим последним учителем стал сенсей Нишияма, обладатель 9-го дана. И он до сих пор остается моим учителем. Сенсей Хидетака Нишияма постоянно живет в Америке, в Лос- Анджелесе. Он часто приезжает в Европу. У нас проходят ежегодные семинары. Я думаю, что он является сейчас лучшим в мире. Он прямой ученик сенсея Фунакоши. И я также следую линии Фунакоши, причем линии Фунакоши-сына. Гением каратэ был не отец Фунакоши, а сын. Он рано умер, и его дело завершал его отец.
- Как вы могли, живя в Югославии, выезжать во Францию?
- Мы немного отличались от других стран социалистического лагеря. Например, могли путешествовать по миру. У нас не было внутренних виз, они давались только для Южной Кореи, Южной Африки и Америки.
- А на какие средства вы смогли приехать в Париж?
- Чтобы поехать в Париж, я много работал. А потом мы очень мало тратили на себя денег. Ездили часто автостопом. В Париже жили по 4 человека в одной комнате, ели только один раз в день, учились и очень много тренировались. Сейчас я с удивлением смотрю на нынешнее поколение европейцев. Может быть, это ностальгия, но они не такие, как мое поколение. Особенно это касается Западной Европы. У них идеальные условия для жизни. Но у них нет чего-то внутри. У моего поколения был сильный дух, и мы были гораздо богаче.
- А почему вы решили создать свой стиль? Что вас не устроило в сетокане?
- А я и не вышел из сетокана. Когда меня спрашивают, что такое фудокан, я всегда отвечаю, что это элита стиля сетокан. Японцы от этого сходят с ума, но это серьезно. Во- первых, фудокан - это не богатая организация, а значит - у нас нет никакой коррупции, что очень важно. С другой стороны, у нас очень четкие правила, и мы очень серьезно используем науку. Кроме того, мы стараемся защитить своих учеников от травм. А кроме того, я немного устал от каратистов-бизнесменов, которые едут из Японии. Я не ценю человека только по цвету кожи или пояса. Я уважаю иерархию и настоящее, подчеркиваю, настоящее ,мастерство, настоящих профессоров. А сейчас каратэ экспортируется из Японии, как "Хонда" или "Мицубиси". Приезжают японцы, и все кричат, что приехал новый желтый супермен.
- Какова философская концепция вашего стиля?
- Я могу говорить об этом три дня, но постараюсь быстро. Я хочу, чтобы мои ученики были совершенными людьми. Одна часть - это физическая часть человека, но другая, еще более важная - духовная. Каратэ началось с Шаолиня. Я хотел сделать что- то подобное и взял за основу православие. Это духовный аспект нашего каратэ. Поэтому наше каратэ называют славянским каратэ. В каратэ очень важно, кто твой учитель, какие у него идеалы. Потому что ученики, а тем более дети, видят каждую деталь учителя. Если сделаешь рукой жест в одну сторону - они пойдут туда. И это налагает на учителя огромную ответственность. Я хочу, чтобы вы поняли, что каратэ - это не волшебство, мы не супермены. Но если вы узнаете, каким образом можно использовать вашу энергию и как передавать ее в одну точку, тогда вы увидите много чудесного. Но это только физические основы. Более важное, что занимает меня в каратэ, - это духовный аспект.
- Но каратэ неразделимо с даосской и буддистской философией. Как это сочетается с идеями православия, которое в том числе учит - ударили по правой щеке, подставь левую?
- Конечно, я также учу, как лучше всего использовать руки и ноги для того, чтобы теоретически "убить" противника. Но с другой стороны - я православный человек и говорю вам - никакого контакта во время тренировок и спаррингов. Хотя полностью избежать контакта невозможно. А в православной церкви есть понятие святого воина. Эти люди считались элитой, они защищали веру и страну. Я использовал эту идею и некоторые старославянские методы борьбы. А монастырь Шаолинь я заменил другим - монастырем святого Прохора Пчинского в Югославии. Это фактически духовный центр нашего каратэ. Мне уже 60 лет, каратэ я занимаюсь 40 лет, из них фудокан-каратэ 20 лет, а в России я развиваю каратэ 10 лет. Поэтому это дело всей моей жизни.
- Как вы, доктор, относитесь к травмам в каратэ?
- Я до сих пор не знаю, почему наши японские учителя не рассказывали нам о травматологии и каратэ, о том, какая армия инвалидов от каратэ есть в самой Японии, почему это было секретом. Я не хочу, чтобы каратэ-фудокан пополняло эту армию инвалидов. Люди должны знать принципы того, как сдержать свою энергию, как избежать хронических микротравм, которые для нас наиболее опасны. Кроме того, мы исключаем контакт. Ведь у мастера с годами появляется чувство удара. Хорошее каратэ - это один точный удар, и вы попадаете в больницу. Но мой партнер - не мой враг. И кроме того, если я знаю, что он способен одним ударом разрушить мою плоть, то я буду очень внимателен. И партнер знает то же самое. Этот баланс контролируется судьями, которые наказывают, например, за пренебрежение защитой. А для отработки силы удара есть специальные снаряды.
- Когда-то создатель айкидо, великий Морихей Уесиба для того, чтобы проверить свое мастерство в реальных боях, пошел на войну. У вас не было такого желания?
- Я слишком молод, для того, чтобы комментировать мистера Уесибу. Это был действительно исключительный человек. Я воспринимаю его идеи и знаю, что о нем говорит мой учитель Нишияма. Ему нет подобных. В бою он всегда знал, что будет делать его противник еще до того, как он начинал свое действие. Я пытаюсь научить подобному моих учеников. Освободить их интуицию, подсознание. Когда вы деретесь, у вас нет времени на обдумывание. Если вы думаете о том, как это опасно, вы проигрываете. Это называется неосвобожденный, связанный разум. Это и есть идея моего каратэ - соединить дух и тело. Если вы только спортсмен, то однажды вы остановитесь, например, из- за возраста. А если вы идете другим путем, вы никогда не остановитесь. У вас будет только один враг - ваше эго, вы сами. Я сам не воевал и никого не убивал, но я боролся. Когда я последний раз выступал на соревнованиях как боец, мне было 40 лет.
- Доктор Йорга, а сколько у вас самого было травм?
- Очень много. Первую я получил от сенсея Мурокано - он выбил мне зубы. Когда я боролся с мистером Хандексом, то выиграл у него, хотя он и сломал мне голень - поставил блок локтем. Я не хотел проигрывать и потребовал заморозить ногу. Тогда я был молод, мне хотелось сломать ногу ему. Он был немец, и мы были личными врагами. Хандекс готовился к этому бою год в Японии и был только каратистом. Я на тот момент был студентом медицинского университета. Кстати, каратэ никогда не было единственным делом моей жизни, всегда было что-то еще.
Вообще-то я не очень люблю об этом вспоминать. Одним из моих сильнейших противников был мистер Хигинс, черный парень. Я не знаю, может быть, он не любил белых, поэтому он сломал мне ребро. Я тут же сломал три ребра ему. Мистер Фасони, итальянец, однажды выиграл у меня в обоюдной атаке. Я ждал реванша 15 лет, и однажды мы встретились на семинаре. Он сломал мне руку, но я победил. Мистер Танака был чемпионом Японии. Мы боролись с ним в Японии, это был его матч-реванш, и я проиграл. Это была трагедия для меня. Хотя сейчас с мистером Танакой мы большие друзья.
Тогда очень трудно было бороться с японцами. Они были как полубоги. Сейчас ситуация меняется. Начинает доминировать Европа. И я знаю, что из славян получаются очень хорошие каратисты и сейчас идет наше время. Поэтому я так активно и развиваю каратэ в России, на Украине и в Белоруссии. Единственное, чего я боюсь - это того, что в странах, куда приходит кока-кола, жвачка и сопутствующая им культура, там все заканчивается. Посмотрите даже не на Европу, а на Японию, об этом мало говорят, но ведь там западный образ жизни уже здорово разложил молодых. А еще есть наркотики, которые убивают не только каратэ, но и вообще все в жизни.
- А как вы относитесь к знаменитым киношным мастерам единоборств? Например, к Брюсу Ли...
- Я знаю людей, которые дружили с Брюсом Ли. Они были о нем как о бойце невысокого мнения. Дело в том, что он вначале пришел в кино, а сниматься он начал еще в детстве. И только потом он начал много тренироваться. А Голливуду просто понадобилось необычное лицо и тот жанр "экшен", который придумал Брюс Ли. Я думаю, что он был очень и очень профессиональным актером.
С другой стороны, Чак Норрис - настоящий мастер. В его карьере есть блестящие победы. И только потом он стал актером.
- Доктор Йорга, принимаете ли вы какое-либо участие политической жизни?
- Я работаю в университете вместе с молодыми людьми и поэтому не могу заниматься политикой и промывать мозги тем, кто рядом со мной. Но, с другой стороны, никто не может остаться в стороне от жизни. В моей стране, к моему удовлетворению, сейчас происходит много перемен. А если говорить о моих личный политических взглядах, то я монархист. Во мне течет дворянская кровь, а кроме того президент Международной федерации каратэ-до фудокан - югославская принцесса Елизавета. Она замечательная женщина и тоже занимается каратэ.
- В каких отраслях медицины вы специализируетесь?
- Я занимаюсь клинической физиологией и спортивной медициной.
- Где постоянно живете?
- Сейчас я живу в Швейцарии. Я был одним из более чем 100 югославских профессоров, которые были удалены из университета по политическим мотивам. Но теперь я возвращаюсь.
- Вы много общались с японцами. Переняли их привычки? Например, пить саке?
- А знаете, почему они много пьют? У них очень напряженная жизнь, большая ответственность. И у них много комплексов, больше, чем у нас. Я был очень удивлен тому, что они много пьют. А я не пил спиртного до 40 лет. Сейчас в России меня научили пить водку, но употреблять ее в тех количествах, как это умеют в России, я не могу.
- Расскажите о своей семье...
- Мою жену зовут Ягода, она врач, профессор университета, была моей студенткой и ассистентом. Кроме того, она занималась волейболом, поэтому она понимает то, чем я занимаюсь. У меня есть дочь, Анна-Мария, ей 25 лет, она врач, занималась балетом. Каратэ она также занималась, но очень ревновала меня к другим девочкам, которых я тренировал. Сейчас она в Лондоне, учится в аспирантуре. Еще у меня есть сын Алекс, ему сейчас 17 лет, он учится в Нью- Мексико в США, очень хорошо фехтует на мечах, и у него коричневый пояс по каратэ. Я никогда не принимал у него экзамены. Его экзаменовал мистер Усольцев из Иркутска.
- Кроме каратэ, какие увлечения есть в вашей жизни?
- Я был неплохим скульптором. Когда был ассистентом в университете, сам делал наглядные пособия. Стараюсь изучать языки тех стран, где долго живу. Это английский, итальянский, французский, испанский, немецкий, немного русский и украинский.
- При таком количестве талантов вы считаете себя суперменом?
- Нет, я просто немного странный человек. Всегда хочу делать все лучше всех.
Еще одно интервью сенсея, взято от сюда-
http://www.budo-academy.ru/shihan02.html