MEIKYO

Новости восточных единоборств в АР Крым. Обсуждение профессинальных вопросов тренерского процесса. О мастерах и направлениях в Каратэ-до. И многое другое...
Текущее время: 04-05, 11:45

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Свои статьи и их обсуждение
СообщениеДобавлено: 10-01, 18:29 
Не в сети

Зарегистрирован: 13-12, 17:31
Сообщения: 412
Откуда: Крым, Феодосия
Предлагаю в этой теме выкладывать свои статьи или размышления на тему организации тренировочного процесса, методик и всего, что этого касается. Возможно на примере чьих-то статей поднимутся какие-то насущные вопросы и найдутся ответы на них.
У нас на форуме зарегистрировался Петрович, на некоторых форумах он уже выкладывал свои статьи, но к сожелению общение там прикратилось. Хороший опыт и у нас уже был -Степан выкладывал свою статью. Надеюсь на вашу поддержку уважаемые форумчане, думаю тема будет интересная и не пустая.

_________________
С уважением


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 11-01, 16:11 
Не в сети

Зарегистрирован: 13-12, 17:31
Сообщения: 412
Откуда: Крым, Феодосия
Системный подход и его составляющие
в построении тренировочного процесса в ТБИ.


Эта статья - попытка самому разобраться в этом вопросе...


"Каратист должен быть развит всесторонне."
(M.Накаяма).



Традиционный подход к подготовки бойца в боевых искусствах(БИ), проверен веками, накоплен колоссальный опыт, но многое , как ни жаль, безвозвратно утеряно. Сейчас мы можем, по обрывкам информации пытаться восстановить методы использовавшиеся тогда и такая работа ведется. Другим источником информации могут служить достижения современной науки в биомеханике , физиологии , медицине и спорте. Этим ни в коей мере не стоит пренебрегать. Методики применяемые сегодня в спорте находятся на очень высоком уровне, стоит посмотреть на рекорды и достижения современных спортсменов. Все это нужно использовать в построении тренировочного процесса в БИ , только делать это системно, методично и грамотно.
Системный подход (СП) в построении тренировочного процесса(ТП) очень важен в боевых искусствах, СП позволяет вывести спортсмена (бойца) на пик физической формы , без ненужных травм , переутомления и тд. Важным звеном СП является научная обоснованность методов применяемых в тренировочном процессе, а также ведение наблюдения и контроля. Теория должна проверяться на практике, закрепляться и полученные результаты проверяться на контрольных группах. Проверенная методика или система позволяет спланировать тренировочный процесс, на определенный промежуток времени и прогнозировать результаты.
Системный подход - это направление методологии научного исследования, в основе которого лежит рассмотрение сложного объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними.
Тренировочный процесс - это совокупность методик и методов применяемых для достижения определенной цели и в определенный промежуток времени.
Метод - способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.
Методы обучения подразделяют на две большие группы: общепедагогические и практические.
Общепедагогические методы обучения: словесный и наглядный метод.
Практические методы обучения: строгорегламентированый метод, игровой метод и соревновательный.
К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ и обсуждение и др. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования указаний, команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.
Наглядные методы, используемые в спортивной практике, многообразны и в значительной степени обуславливают действенность процесса тренировки. К ним прежде всего следует отнести правильный в методическом отношении показ , демонстрация отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен. В последние годы широко применяются вспомогательные средства демонстрации - учебные фильмы, схемы , видеоматериалы с соревнований и тд.
Важным фактором в процессе обучения является внимание и собранность спортсмена .Чем дольше ученик может удерживать свое внимание на задаче, тем глубже он может проникнуть в ее суть, и тем больше у него возможностей ее решить. Важно помнить, что устойчивость внимания существенно повышается, если ученик активно взаимодействует с объектом, следует всячески направлять его на это, заинтересовывать, стимулировать. Если внимание рассеяно , усваивается незначительная часть материала. Как средство повышения внимания , привлечение внимания, выведения из ступора и замыкания на себе , могут быть: повышение голоса, смена интонации, хлопки в ладоши и тд. Новый материал следует давать в первой трети тренировки, пока ЦНС не утомлена и спортсмен способен легче усваивать материал.
Строгорегламентированый метод - отличает строгий порядок действий спортсмена , контроль и регулирование воздействующих факторов.
Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники, следует выделять методы разучивания упражнений в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчлененно-конструктивные). При применении этих двух методов освоения движений большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям.
Игровой метод включает в себя различные виды игр, как общепринятых , так организованных в сфере конкретного вида спорта. Сюжет игры должен иметь общую линию поведения для участников, но в тоже время давать возможность для творчества и проявления инициативы и находчивости. В играх также можно развивать и совершенствовать ,такие качества и способности, как ловкость, , быстроту ориентировки, скорость , выносливость , морально-волевые качества, чувство локтя, коллективизм, командный дух , соперничество , ответственность и тд.
Соревновательный метод- в этом методе используются различные виды соревнований, которые в данном случае выступают в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса. Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена. Соревнования могут проводится в различных условиях, усложненных и наоборот облегченных в сравнении с официальными. Для повышения личных качеств спортсмена , выносливости , психической устойчивости и тд. можно провести схватки с небольшими интервалами отдыха, плохие погодные условия, площадки меньших размеров ,соревнования в играх и единоборствах с "неудобными" противниками, применяющими непривычные технико-тактические схемы ведения борьбы. Мое глубокое убеждение, что соревнования прежде всего должны служить развитию спортсмена, а не служить средством для повышения рейтинга, славы и заслуг. Одним из важных факторов я считаю дружеские межклубные встречи, такие соревнования не обещают ни спортсмену , ни тренеру высоких наград, но могут быть хорошим средством для повышения личного мастерства спорстмена, проверки методик применяемых тренером , повышением ответственности, уважения к друг другу, и развитию БИ в целом. Дружеские встречи хороши еще тем, что когда клуб небольшой , нет достаточного уровня подготовки , то "молодым" будет на что ровняться и к чему стремиться, а также всегда хорошо поработать с незнакомыми людьми. Здоровая конкуренция всегда хорошо и будет плодотворна для двух сторон.

Согласно современным методикам, система спортивной подготовки включает в себя:

физическую подготовку (общую и специальную); ОФП и СПФ
техническую подготовку;
технико-тактическую подготовку;
теоретическую подготовку;
интегральную (в том числе соревновательную) подготовку;
психофизиологическую подготовку.
Все эти методы и виды подготовки неразрывно связаны между собой, дополняют друг друга , грамотное их сочетание в тренировочном процессе обеспечивает высокий результат. Тренировка спортсмена процесс творческий , но подходить к нему нужно с огромной ответственностью, ведь от этого зависит здоровье спортсмена , его будущее и спортивное долголетие. Еще одним важным принципом , которым должен руководствоваться тренер, является принцип всяческого содействия всестороннему гармоничному развитию личности спортсмена.

Спортивная подготовка процесс многолетний и может быть условно представлен в виде стадий или этапов:
Предварительной подготовки
Начальной специализации
Углубленной специализации
Спортивного совершенствования
Высших достижений
Сохранения достижений
Поддержание тренированности
Четкой границы между этапами не существует.

В зависимости от временного промежутка в котором протекает тренировочный процесс, его можно разбить на циклы: микроциклы , мезоциклы и макроциклы.
Микроциклы - самые короткие , один тренировочный день, одна тренировочная неделя, связанные между собой несколько тренировок.
Мезоциклы - это сформированный ряд микроциклов длительностью около месяца.
Макроциклы - большие тренировочные циклы, ориентированные на полгода , год и более.
Виды микроциклов:- втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, подводящие, соревновательные и восстановительные.
Втягивающие микроциклы:-служат для подготовки спортсмена к интенсивным тренировкам и являются, как бы вводными. Их характеризует невысокий обьем нагрузки и применяются они в основном в первом мезоцикле.
Базовые микроциклы: - являются основой подготовительного периуда, характеризуются большим обьемом суммарной нагрузки. Их основные цели — стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико-тактической, физической, волевой, специальной психической подготовки.
Контрольно-подготовительные микроциклы делятся на специально подготовительные и модельные.
Специально подготовительные микроциклы, характеризующиеся средним объемом тренировочной нагрузки и высокой соревновательной или около соревновательной интенсивностью, направлены на достижение необходимого уровня специальной работоспособности в соревнованиях, шлифовку технико-тактических навыков и умений, специальную психическую подготовленность.
Модельные микроциклы связаны с моделированием соревновательного регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль за уровнем подготовленности и повышение способностей к реализации накопленного двигательного потенциала спортсмена. Общий уровень нагрузки в нем может быть более высоким, чем в предстоящем соревновании (правило превышающего воздействия).
Эти два вида контрольно-подготовительных микроциклов используются на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периода.
Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, особенностей его подготовки к главным стартам на заключительном этапе. В них могут решаться вопросы полноценного восстановления и психической настройки. В целом они характеризуются невысоким уровнем объема и суммарной интенсивности нагрузок.
Восстановительные микроциклы обычно завершают серию напряженных базовых, контрольно-подготовительных микроциклов. Восстановительные микроциклы планируют и после напряженной соревновательной деятельности. Их основная роль сводится к обеспечению оптимальных условий для восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена. Это обусловливает невысокую суммарную нагрузку таких микроциклов, широкое применение в них средств активного отдыха.
Соревновательные микроциклы имеют основной режим, соответствующий программе соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяются спецификой соревнований в различных видах спорта, общим числом стартов и паузами между ними. В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами, непосредственным подведением к ним и восстановительными занятиями, а также могут включать и специальные тренировочные занятия в интервалах между отдельными стартами и играми.
В практике спорта широко применяются микроциклы, получившие название ударных . Они используются в тех случаях, когда время подготовки к какому-то соревнованию ограниченно, а спортсмену необходимо быстрее добиться определенных адаптационных перестроек. При этом ударным элементом могут быть объем нагрузки, ее интенсивность, концентрация упражнений повышенной технической сложности и психической напряженности, проведение занятий в экстремальных условиях внешней среды. Ударными могут быть базовые, контрольно-подготовительные и соревновательные микроциклы в зависимости от этапа годичного цикла и его задач.
В отдельных микроциклах должна планироваться, как работа разной направленности, обеспечивающая по возможности совершенствование различных сторон подготовленности, так и работа более или менее выраженной преимущественной направленности в соответствии с закономерностями построения тренировки на конкретных этапах годичной и многолетней подготовки, иначе говоря системный подход.
Один микроцикл имеет две фазы, фазу непосредственно тренировки и фазу восстановления.
Говоря о тренировке, хотелось бы в начале затронуть тему настроя перед тренировкой. В традиционных БИ и в спорте настрой играет огромную роль, как на тренировках так и на соревнованиях. Возможность мобилизоваться, сосредоточиться на цели очень важный фактор в подготовке, как спортсмена, так и бойца рукопашника. В БИ часто используют медитативные практики для достижения мобилизации , отстраненности от суеты и сосредоточении на тренировочном процессе. Все мы обычные люди , у каждого своя жизнь с ее реалиями, проблемами и радостями, но все это не должно сказываться на тренировках. Входя в зал необходимо отвлечься, постараться сосредоточится, что важно , отвлекают не только негативные мысли, но и чрезмерная радость. Идеальным состоянием сознания и психики перед и во время тренировки будет : уверенность в себе, настрой на решение поставленной задачи, спокойствие , уважение к окружающим и тд. В ТБИ все эти факторы стимулируются на протяжении всего тренировочного процесса , от первого поклона при входе в додзе и до последнего при выходе из него, со временем и в повседневном обиходе адепт БИ становится ближе к тем идеалам , что приветсвуются во всех БИ. С определенного времени такие качества как собранность, владение собой , постоянный контроль(заншин) и тд. начинают ценится даже больше чем физическая кондиция.
Важную роль в тренировке играет разминка, она существенно снижает риск получения травмы во время тренировки. Видов разминки великое множество, но все они преследуют одну цель- подготовить организм к нагрузкам. Во время разминки включается симпатико-адреналовая система, активнее включаются в работу железы и системы организма, повышается температура, увеличивается пульс, клетки получают больше кислорода и тд. Как ни жаль, очень многие тренера и спортсмены игнорируют важность разминки, либо сокращают ее до минимума. Разминка не должна быть слишком большой, чтобы не утомлять спортсмена раньше времени. Вполне достаточно 10-15 мин, за это время произойдет возбуждение ЦНС, пульс должен увеличится до 120-160 ударов, сердце будет активнее и сильнее перекачивать кровь, разогреются мышцы и суставы, начнется потоотделение, короче говоря организм будет приведен в состояние повышенной готовности к нагрузкам. Для каждого вида спорта необходимо делать упор в разминке на те группы мышц и суставы, которые в этом виде наиболее подвержены нагрузке. Еще раз хотелось бы обратить внимание на роль разминки в борьбе с травматизмом, ведь каждая травма не только несет вред здоровью, что само по себе недопустимо, но и отодвигает высокий спортивный результат на неопределенный срок.
Растяжка часто идет как продолжение разминки, или как часть ее. Гибкость и большая амплитуда движений суставов важны и в спорте и БИ, поэтому в тренировочный процесс необходимо вводить упражнения на растяжку. Тело каждого человека обладает уникальными пределами амплитуды движения, и общих стандартов для населения в этом отношении не существует. За амплитуду движения отвечают мускулы, суставы и связки участвующие в движении, поэтому ошибочно полагать , что при растяжке тянутся только мышцы. Чрезмерная подвижность сустава, в результате растягивания его связочного аппарата может повлечь за собой травму, процесс восстановления может быть долгим и сложным. Как и во всем, упражнения на гибкость должны иметь постепенный и регулярный характер, муссировать этот процесс не следует, параллельно связочный аппарат необходимо укреплять, сочетая упражнения на гибкость с физическими упражнениями.
Каждое занятие имеет индивидуальный характер , но в целом занятия увязаны между собой и одно как бы дополняет , наслаивается одно на другое. В процессе выполнения упражнений создаются условно-рефлекторные связи, перерастающие в умения , а затем в устойчивые навыки. Тренер должен четко представлять цель тренировочного процесса, и выстраивать каждое занятие четко регламентируясь с планом. Нужно с максимальной пользой использовать время занятия, наилучшим образом использовать доступные средства и методы, на ошибки указывать кратко и грамотно, а главное четко показать пути их устранения. Постоянный контроль и хронометраж позволят снизить потери времени во время урока на лишние и отвлекающие факторы. Следует постоянно мобилизировать волю и психику спортсмена в позитивном ключе, а также всячески поощрять и стимулировать сознательное отношение к заданию.
В конце каждого занятия должна идти заминка. Заминка несет теже функции , что и разминка , основная из которых снижение травматизма. Если разминка должна подготовить организм к предстоящим нагрузкам, то заминка снижает последствия этих нагрузок, так например способствует нормализации сердечного ритма, охлаждению тела до нормальной температуры и выведению продуктов обмена клеток, накопившейся за время тренировки молочной кислоты. После интенсивной нагрузки нельзя сразу прекращать тренировку, так как сокращение мышц стимулирует приток крови к сердцу, вот еще одна причина для заминки, тренировку нужно продолжать до восстановления нормального пульса. В качестве упражнений для заминки , можно порекомендовать упражнения на гибкость, дыхательные упражнения, самомассаж.
Отдельно бы хотелось выделить роль дыхания в тренировочном процессе, на эту тему написано не мало трудов, книг и статей, но все же очень часто тренера не уделяют этому должного внимания. В рамках этой статьи хотелось бы выделить только один момент- имитация (озвучивание) дыхания спортсменами в БИ и СЕ. Часто бессознательно ученик повторяет звуки которые издает тренер при показе техники, на это нужно обращать внимание, поощрять правильное дыхание, порицать "хыкание", "шипение " и тд. Существует большое количество дыхательных упражнений, их можно применять в качестве восстановительных, тем самым учить правильно дышать и восстанавливать силы. В практике БИ дыханию отводится огромная роль, которую трудно переоценить, при правильном подходе дыхание может быть как восстановительным , успокаивающим, так и наоборот нацеленным на мобилизацию и концентрацию. Постановке правильного дыхания на тренировке должно уделяться достаточно времени, на семинарах по БИ этот вопрос часто освещается слабо и его необходимо подымать. В заключение хотелось бы подчеркнуть -неграмотное преподавание дыхательных техник и упражнений, негативно сказывается на здоровье спортсменов.
Во время нагрузки работает весь организм в целом, все органы и системы, а не отдельная группа мышц. За тренировку спортсмен теряет определенное количество жидкости (с потоотделением и дыханием), появляется кислородная задолженность, наблюдается снижение: уровня АТФ, гликогена в мышцах и печени, различных ферментов и других биологически активных веществ. Для продолжения тренировок необходимо полноценное восстановление, для этого необходимо восполнить затраченные организмом ресурсы. Нагрузки различного рода вызывают в организме процессы адаптации и эти процессы адекватны нагрузкам. Организм единое целое и в ответ на нагрузки, качественно изменяется не только мышцы, но и работа внутренних органов( например укрепляется сердечно-сосудистая система), улучшается работа ЦНС. ЦНС утомляется в первую очередь и на ее восстановление необходимо обращать особое внимание. Чем выше была нагрузка , тем в большей степени организм восполняет свои ресурсы , как бы пытаясь запастись в прок , повысив свои функциональные возможности, это называется сверх восстановлением. Средствами восстановления могут быть ....восстановление потери жидкости(вода с раствором глюкозы, соки), как после тренировки , так и во время ее, сон , рациональное, полноценное питание, активный пассивный отдых, тренировки со сниженным уровнем нагрузки. При недостатке восстановления могут возникнуть: перетренированность, хроническое утомление, нервное истощение и как следствие срыв тренировочного процесса, а главное ухудшение здоровья. И так, гармоничное сочетание нагрузки и восстановления, и есть тренировочный процесс.
В организации тренировочного процесса необходимо учитывать начальный уровень тренированности учеников, вести постоянный контроль за состоянием здоровья и уровнем тренированности. Всегда желательно пройти консультацию врачей, справка от врача должна быть обязательна. Естественно , что для группы все данные о их уровне тренированности будут "усреднены". Желательно вести учет, вести дневник, проводить регулярные тесты и осмотры.
Во многих восточных традициях в построении тренировочного процесса , как на длительный срок , так и единичного занятия , учитывается фаза Луны. Кому то это покажется не удобным, архаичным и тд. , но давайте взглянем на это с другой стороны. Итак считается , что новый месяц - "сильное" время для тренировок, фаза роста. Полнолуние же наоборот, "слабое"время фаза ослабления. Между ними полумесяц "средняя" фаза. Давно доказано влияния Луны на физиологические , психические процессы человека ,биоритмы и тд. и это можно учитывать в построении долгосрочного тренировочного процесса- это один момент. Второй момент-построение тренировки по лунному календарю в микро, макроциклах . Построений может быть множество , для примера возьмем такой: Начало -полная Луна , "слабый цикл" (хотя на востоке считается , что начинать надо в фазу роста Луны)- вводный микроцикл, затем средняя фаза Луны и начало прироста нагрузки в занятиях. Сильный цикл максимальная нагрузка , потом снова средний цикл (полумесяц) и тд...Получаем объединение двух систем построения тренировочного процесса ,старой традиционной и новой спортивной.

Заключение...В этой статье лишь малая часть составляющих тренировочного процесса, для полного описания этого вопроса потребуется написать не одну книгу. Тренировочный процесс, как единая долговременная система изучен и представлен в СЕ очень широко(дзюдо, самбо, бокс) в традиционных системах, наоборот тренера преподают в основной массе -" как Бог на душу положит". Уверен, что энтузиасты любители и профессиональные тренера ТБИ активно работают в этом направлении, также уверен, что необходима консолидация усилий и обмен опытом и методиками, проверка их в широких кругах. Проверенная, научно-обоснованная методическая база должна стать целью любой серьезной федерации.



Николай Чаганов

список литература и инет. ресурсов

1) http://gled.myorel.ru отличный сайт, большое спасибо автору, много полезного подчерпнул.

_________________
С уважением


Последний раз редактировалось Николай 31-03, 22:18, всего редактировалось 3 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 03-01, 01:39 
Не в сети

Зарегистрирован: 02-01, 01:46
Сообщения: 20
Откуда: МОНАСТЫРЬ
Знание-Сила!
Побольше бы такой информации,а не про политику в каратэ.

_________________
С Уважением, МОНАХ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 03-01, 15:18 
Не в сети

Зарегистрирован: 13-12, 17:31
Сообщения: 412
Откуда: Крым, Феодосия
Готовлю еще одну, но самому это сложно, поддержки среди инструкторов не нахожу...Странное дело, эту статью видело не мало крымских инструкторов, лидеров наших федераций, но вот отзывы прислали только российские тренера :smile: Все кричат о том, что вопрос образования тренеров, крайне важен, но на деле это никому не нужно. Считаю, что реальная организация пропагандирующая карате, должна вести свои исследования в этой области, стимулировать рост своих тренеров. Пока подобное вижу лишь в KWF.

_________________
С уважением


Последний раз редактировалось Николай 29-03, 12:16, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 03-01, 15:40 
Не в сети

Зарегистрирован: 02-04, 10:07
Сообщения: 3
Откуда: от туда
к сожелению ! еще чего доброго появятся тренера практики и тренера теоретики !
вот тогда точно будет кердык в карате!
а чей час кто чему нахватался то и толкает за звонкую монету!
а учиться , тем более переучиваться (ни кому не в обиду) с отбитыми мозгами , просто некому!
по этому ,моё мнение : надо это дело развивать,увы самому, а не стучатся в бронированые непониманием двери!
а в остольном всецело поддерживаю придыдущего оратора

_________________
раньше было две проблемы : дороги и дураки !
а теперь появилась третяя интернет


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 19-09, 23:43 
Не в сети

Зарегистрирован: 14-06, 20:46
Сообщения: 25
Откуда: Kiev
Николай писал(а):
Готовлю еще одну, но самому это сложно, поддержки среди инструкторов не нахожу...


В плане технологической и-нет поддержки, Николай можете на меня расчитывать, всегДА:)

_________________
Неужели самурайский дух погибает
(u_u)?
Японские смайлы


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20-09, 00:01 
Не в сети

Зарегистрирован: 13-12, 17:31
Сообщения: 412
Откуда: Крым, Феодосия
Спасибо, но мне еще многому надо научиться и многое уложить, написать статью практического характера очень сложно, особенно при недостатке инфы и времени. Предыдущая была больше в "для себя"- самообучение. Новая будет в том же ключе. В плане научной работы в карате сейчас многие продуктивно работают, читаю с удовольствием, но мне интересны именно научные материалы, методического или исторического плана. Молодцы ребята из KWF, на их сайте много полезных работ, мужики из годзю рю, чьи работы я тут выкладывал. А сколько пользы в работах Горбылева, Долгачева, Березнюка. Вот это уровень!

_________________
С уважением


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 15-09, 10:24 
Не в сети

Зарегистрирован: 15-09, 10:18
Сообщения: 9
Откуда: Симферополь
Хорошая обзорная статья включающая в себя основы ТМФК и спортивной физиологии.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Свои статьи и их обсуждение
СообщениеДобавлено: 21-09, 11:45 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26-03, 19:09
Сообщения: 89
Откуда: АР Крым
Николай писал(а):
Предлагаю в этой теме выкладывать свои статьи или размышления ...

Ну если только свои - то вряд ли столько писателей найдется ....
Предлагаю поразмышлять и высказаться относительно вот этого занимательного материала:

Цитата:
Найфанч – сокрытые источники силы окинавского каратэ
Терёхин Константин
info@okinawa-karate.ru

Разглядывая фотографии мастеров окинавского карате начала-середины ХХ века, меня неотступно преследует вопрос: откуда эти «богатыри» (ростом 140 – 160 см и весом 40-50 кг) черпают силу? Откуда у них «иккен хисацу», тем более в почтенном возрасте?
А действительно, в чем секрет силы в традиционном окинавском карате? Давайте приоткроем завесу тайны! И поможет нам в этом, естественно, изначальное ката Сюри-тэ – найфанч. Именно в нем мы будем находить нюансы, часто ускользающие от практиков.
Итак, главная составляющая силы в традиционном окинавском карате – это тобукухо (тотихо), гамаку, мутими, тинкути. Обо всем по порядку.

Необходимо сразу оговориться, что в рамках статьи (как и практически во всех боевых искусствах) мы в первую очередь будем понимать «пробивную силу», т.е. силу, способную нанести вред врагу или разрушить предмет (тамешивари). А не силу, необходимую для переноски тяжестей или совершения физических упражнений.
Прежде всего, необходимо отметить, что эти мудрёные японские и окинавские слова в активное использование вернулись с легкой руки Аракаки Киёши. Русскоязычную аудиторию одним из первых познакомил с этими концепциями сенсей Конно Сатоси в замечательной (и особо отмечу - практически уникальной, единственной в своем роде) статье "Каратэ-до Конно-дзюку: путь постижения боевых искусств" (перевод В. Натарова).
О чем же все это?

ТОТИХО (ТОБОКУХО)
Тотихо или тобокухо (яп.) - «падающая земля» или «падающее дерево». Этот способ, по сути, является контролируемым падением. С точки зрения физики за счет понижения центра тяжести возникает потенциальная энергия, которая переводится в кинетическую. En=mgh (где m - масса, g- ускорение свободного падения, h- высота) За счет уменьшения высоты центра тяжести как раз и выделяется потенциальная энергия.
Вот что по этому поводу говорит сенсей Конно. «Одна из особенностей Сюри-тэ - техника нанесения ударов с использованием эффекта от перемещения массы тела. Раньше для постановки специальной техники ударов Сюри-тэ использовали ката Найханти. В этой ката есть так называемая "намигаэси" - "возвратная волна", когда, не меняя центра тяжести, надо поднимать ногу. Тем самым формируется самоконтроль даже за незначительным перемещением центра тяжести.

В Сюри-тэ - это наиважнейший момент, получивший название "тотихо" (падающая земля), или "тобокухо" (падающее дерево). Благодаря этому при нанесении удара рукой или ногой используется перемещение веса тела, и удар становится сильнее. Раньше в некоторых направлениях кэндзюцу (искусство владения мечом) обучали технике одновременного использования как веса самого меча, так и веса перемещающегося тела, и это уподобляли "падению старого высохшего дерева".
Для того, чтобы эффективно использовать при нанесении ударов "тобокухо", изучалось три особенных техники, которые изустно передавались от поколения к поколению - три "устные передачи". Это - гамаку, мутими и тинкути. Это слова из окинавского диалекта ("утинагути"), поэтому неясно, какими иероглифами их записывать и каким словам японского языка они соответствуют. Как бы там ни было, эти три слова из умирающего окинавского языка - и каждое из них в отдельности - обозначают чрезвычайно важные понятия в каратэ.
Мастер Тёмо Нагасиро исполняет ката Дзион (фото приблизительно 1933 года). Поскольку Нагасиро использует тобокухо, тело чуть наклонено вперед, это видно и при ударе маэгэри. Стойка дзэнкуцу высокая. Снимок сделан за мгновение до использования тинкути, поэтому рука согнута в запястье. Если не вернуться к изначальным ката Сюри-тэ, многому из реальной техники так и не удастся научиться. Дело в том, что мастера на фото задействовали все элементы - тобокухо, гамаку, мутими, тинкути, а согнутая в запястье рука, несомненно, это положение за мгновение до использования тинкути.

"Скрытая в ката техника тобокухо: Из положения тюдан-укэ - 1) переносим вес тела вперед, 2) переходим в положение для удара фумикоми-дзёдан цуки, 3) благодаря этому высвобождаем энергию для нанесения мощного удара".
То же самое относится и к удару ногой маэгэри. Удар внешне выглядит несильным, коротким тычком, однако на самом деле благодаря использованию тобокухо в одно мгновение происходит перераспределение веса, и если удар хорошо отработан, то он очень силен».
Неожиданное подтверждение концепции «тобокухо» («падающее дерево») я обнаружил в книге А. Горбылева «Становление сито-рю каратэдо» на странице 106. На фотографии в верхнем левом углу изображен каратист (Ивата Мандзо?) в позе «смирно» падающий вперед. Подпись под фото: «Падающее дерево». А Мабуни Кэнва ловит его тело. В своей книге Горбылев больше ничего не говорит на тему «тобокухо».

А вот в статье «Мабуни Кэнва, Накасонэ Гэнна «Снаряды для дополнительных упражнений (ходзё ундо гу) и методы тренировки (танрэнпо)» (журнал «Додзё» №3 за 2003 год), А. Горбылев приводит описание упражнения «падающее дерево» (тобокухо). Я не буду подробно цитировать наставников Мабуни и Накасонэ: это упражнение они пытаются представить как предназначенное только для развития мышц поясницы и спины удерживающего партнера. Но мы- то знаем…
Поэтому я приведу только слова, касающиеся падающего партнера: «…первый партнер становится прямо и неподвижно… Затем первый партнер, не сгибая коленей и не сгибаясь в поясе, прямо, как столб, падает в направлении второго партнера…Во время всего упражнения первый партнер должен держать тело напряженным и выпрямленным, вытянув колени, талию и шею в одну прямую линию…» Для того, чтобы начать практику, кажется, мастера «проболтались» достаточно. Но в дополнение приведу фотографию и рисунки.

В найфанч тобокухо (тотихо) в чистом виде (помимо момента, указанного сенсеем Конно) используется в самом начале, сразу после постановки левой ноги на ребро. С этого момента и до следующего устойчивого положения с вытянутой рукой происходит наклон корпуса в сторону удара. (Естественно, что и при выполнении второй симметричной части найфанч тобокухо также выполняется)

Отрабатывая принцип тобокухо (тотихо) на практике, не забывайте, что сначала начинает движение ударная поверхность, а затем начинается контролируемое падение! (Иначе что-нибудь весьма неприятное, например кулак, прилетит прямо в лицо).
Боец создает неустойчивое положение и начинает контролируемо ронять тело в направлении удара, это позволяет вложить массу без дополнительного разгона. Более того, в тобокухо необязательно применять наклон корпуса вперед (хотя и очень желательно). В принципе достаточно и кратковременного понижения центра тяжести, что позволит уменьшить амплитуду падения при сохранении той же самой силы и поражающей эффективности. Или поднять переднюю ногу, начав падение таким образом.
Считается, что традиционно на Окинаве был принят наклон прямой спины вперед. Это позволяет создать то самое неустойчивое равновесие, позволяющее вам сорваться в атаку в любой момент.

МУТИМИ
Следующим принципом является мутими (окин.). Наиболее адекватным переводом этого слова, на мой взгляд, является «встряхивание таза». Полагаю, что все читатели видели, как отряхивается собака, выйдя из воды. Представьте, что Ваш таз мокрый, и Вы его встряхиваете.
В отличие от современного спортивного карате, изначально на Окинаве никому не приходило в голову отводить таз назад (т.о., совершая замах и выдавая свое намерение противнику , или, как говорил Брюс Ли «телеграфируя технику»), для того, чтобы затем вращать его вперед.
Цель мутими – сгенерировать волну импульса от таза в бьющую конечность.
Хорошим подводящим упражнением является освобождение от захвата сзади. Исходное положение: Вы стоите вертикально, руки опущены, ноги на ширине плеч; партнер сзади обхватывает Вас за корпус на уровне локтей изо всех сил. Ваша задача – освободиться от захвата, встряхнув таз. Дело в том, что обычно человек начинает движение плечами (да-да, и японцы с китайцами то же). Поэтому, держать надо крепко. В этом случае освобождающийся будет «мотать» на себе держащего. Однако, если встряхивание провести тазом, то человек легко освободится от захвата. (Еще раз напомню, это упражнение для отработки мутими, а не освобождения от захвата)
Для начала, можете попробовать повернуть таз перпендикулярно плечам сначала в одну, а затем в другую сторону до упора. Это движение позволит Вам разработать подвижность поясничного отдела и увеличить амплитуду вращения. Затем, постепенно уменьшая амплитуду и увеличивая частоту вращения, Вы освоите мутими.

Ну, а где же мутими используется в найфанч? - спросит читатель.
- Да везде! – отвечу я. У меня даже возникла пословица «Найфанч – мутими не испортишь!» Чем чаще в найфанч Вы будете использовать встряхивание бедер, тем скорее это движение станет органичным и принесет пользу в бою.
Сенсей Конно относительно мутими высказался так: «Мутими - это способ передачи силы, благодаря использованию гамаку, от бедер к рукам. Верхняя часть тела расслаблена и производит своеобразное короткое сотрясение. Это специфическое движение встречается в ката Найханти».

ТИНКУТИ
Тинкути (окин.) – это вложение кисти в движение (удар или блок). С помощью этого элемента решается масса задач. Например, в прямолинейном ударе цки тейшо за счет резкого движения кисти наверх увеличивается скорость. (Здесь можно углядеть использование «реактивного» принципа: за счет ускоренного движения пальцев и ладони назад, вся рука быстрее движется вперед) При нанесении уракена возможно совместить, казалось бы, противоположности. Удар наносится по кратчайшему расстоянию (по прямой) таким образом уменьшается время нанесения. А за счет резкого поворота кисти в момент непосредственно перед кимэ (приложением силы), возникающее хлесткое движение придает удару силу кругового.
Тинкути – это способ докручивания ударной поверхности в момент контакта с мишенью, позволяющий «закрутить» силу, направить ее по спирали вглубь поражаемой зоны. Спиральное направление хорошо корелируется с техникой внутренних стилей ушу, таких как, синьи, багуа, и тд.
В обычном цки за счет доворачивания кулака в последний момент увеличивается проникающая, а не поверхностная сила. Кроме того, резкие вращения кисти в последний момент удара дополнительно напрягаетр мышцы предплечья усиливают удар.
При блокировании добавление тинкути позволяет увеличить скорость и, следовательно, силу блока. А также использовать эффект «сбрасывания», т.е. перенаправления по касательной силы противника.
Во время прихвата противника на реверсивной стадии удара, тинкути позволяет значительно повысить силу и жесткость прихвата, нарушить камаэ противника (т.е. положение, из которого он может приложить силу) и облегчить контрприем.
Тренировать тинкути можно следующим способом. Вы отводите бьющую часть руки на 5 см от мишени (в данном случае необходимо использовать лапу, грушу или макивару, но не воздух). После чего вы наносите удар исключительно за счет движения кисти. Необходимо изолировать по возможности, все остальные части тела, и учиться наносить сильный удар только кистью. Помимо значительного увеличения силы (и «проникновения») удара, такая практика Вам пригодится в условиях работы «в обхват».

Кроме того, такой подход позволит проработать правильный старт удара, суть которого состоит в том, что начинать движение всегда (!) должна ударная поверхность.
Где же в найфанч мы можем обнаружить тинкути? Да практически везде! Во всех ударах кисть вращается, добавляя силы удару. В самом первом движения резкое раскрытие кисти из кулака в нуките значительно усиливают движение. В последующих движениях вращение кулака и предплечья значительно увеличивают кимэ.
Вот, что сказал наставник Конно в своей статье: «Тинкути - используется при нанесении удара кулаком. Из расслабленного положения следует моментальное мышечное сокращение, что позволяет резко повысить концентрацию силы удара. Эта техника встречается в китайских боевых искусствах. Если посмотреть на старые (особенно довоенные) фотографии мастеров Сюри-тэ, то стойки, как правило, высокие и неширокие, во время нанесения ударов есть легкий наклон вперед, и зачастую рука согнута в запястье. С точки зрения современного каратэ - это неправильно, однако на самом деле это и есть изначальная техника Сюри-тэ».

ГАМАКУ
Ну и для завершения темы поиска силы в окинавском карате рассмотрим концепцию гамаку (окин.)
Почему это понятие вынесено в окончание? Дело в том, что до сих пор мы говорили о способах генерации силы. А теперь затронем вопрос передачи силы.
Во многих мультиках используется такой образ – один герой бьет другого и сам рассыпается от своего же удара. Это происходит из-за действия третьего закона Ньютона, говорящего, что «реакция равна акции». Иными словами мишень бьет по Вам с такой же силой (но противоположным направлением), что и Вы по ней. Теперь представьте себе, что Вы решили драться с противником надувным мечом. Смешно? Страшно?
Отсюда очевидно, что мало сгенерировать силу, надо ее еще «влить» в противника, чтобы она смогла совершить свое разрушающее воздействие. Для чего необходимо повысить коэффициент передачи силы (или энергии) в идеале до 100%?
Логика простая – если я сгенерировал удар силой в 100 кг, но «влил» в противника лишь 30%. То разрушающий эффект будет намного меньше (при прочих равных), если сгенерировать 90 кг и «влить» 80%. А для этого очень важно уменьшить отдачу, т.е. реакцию мишени на удар. В этом один из секретов маленьких и щуплых бойцов.
При этом жизненно необходимо быть максимально расслабленным во все время боя, за исключением краткого мига приложения силы (кимэ). Как же этого добиться на практике? Ответ напрашивается сам собой. Именно в момент кимэ Вы должны полностью напрячься. Представьте, что Вы на долю секунды стали бронзовой статуей, «влили» всю силу (или энергию) в мишень и тут же расслабились.
Для того, чтобы стать «бронзовым» окинавцы придумали гамаку. Что же это такое и как работает? Прежде всего, нужно сказать, что гамаку – это область низа спины (поясница) и таза, т.е. область, шириной около 40 см. именно здесь находится центр массы, именно здесь верхняя часть тела соединяется с нижней.
В момент кимирования необходимо направить таз вниз, а затем поднять вверх. Сбоку таз описывает заглавную букву «J» или контур рыболовного крючка. Такое движение само по себе (без дополнительных усилий) напрягает бедренные и ягодичные мышцы (между прочим, самые массивные у человека). Кроме того, поясничный прогиб позвоночника на долю секунды распрямляется.
В это же время область ключиц и трапециевидных мышц нужно направить вперед и вниз, подобно русской букве «Г». Одновременно вы распрямляете верхний изгиб позвоночника. Таким образом, позвоночник превращается в вытянутую букву «С» и очень напоминает лук (интересно, а луки в тайцзи-цюань не являются ли близкими родственниками нашего?).
В последнем фильме Б.Ли «Игра смерти» во время разминки перед окончательным боем с Чаком Норрисом, есть эпизод, когда Брюс, выставив руки вперед, скругляет напряженную спину. Для этого ему необходимо одновременно вывести плечи и таз вперед. Это движение, похоже, и есть то, что окинавцы называют «гамаку».
Для того, чтобы почувствовать правильное положение спины, существует довольно простое упражнение. Встаньте к стене и примите такое положение, при котором вы будете касаться стены всем позвоночником, начиная от шейного отдела и до копчика. (У Вас не должно получиться просунуть руку между поясницей и стеной)
Такое натяжение спины (обратите внимание без специального напряжения спинных мышц) позволяет создать внутреннюю опору, служащую «фундаментом» для удара и обеспечивающую максимально возможную передачу импульса в мишень.
Чтобы ощутить внутреннюю опору, могу предложить Вам еще одно упражнение. Подойдите к любой поверхности, чуть уже спины (например, к колонне или к настенному щиту для ударов). Плотно прижмитесь к ней спиной, и нанесите несколько ударов рукой или нагой, не разрывая контакт. Ощущение будет весьма необычным, при этом сила удара существенно увеличится. Вот как раз ради этого ощущения внутренней опоры (не таскать же колонну все время с собой), внутренней «плиты» как раз и необходимо гамаку.
Следующее упражнение для развития гамаку требует партнера. Станьте в хейко-дачи или найфанч-дачи (стойка с параллельными стопами). Партнер упирается рукой в Ваш живот или грудь (более сложный вариант) и плавно, но сильно давит вперед (то есть разгибает свою руку). Ваша задача удержать равновесие в этом положении. (Тот, кто давит, должен время от времени резко сбрасывать усилие, чтобы Вы не «ложились» на него, начиная давить вперед. Ваше усилие должно быть направлено именно вниз.) Другими словами, вам необходимо импульс из горизонтальной плоскости перевести в вертикальную, иначе не удержаться на ногах. Для этого Вам как раз и придется опустить плечи вниз, а таз и бедра должны описать линию, напоминающую букву J. При этом бедра и корпус естественным образом напрягутся.
Теперь попробуйте нанести удар из обычного положения и из положения гамаку в грушу или макивару, и вы сразу почувствуете разницу. Насколько я могу судить, таким образом, достигается «сплавление» корпуса воедино. Удар становится жестким, так как импульс передается мишени «монолитом». Не забудьте про Третий закон Ньютона: мишень бьет по Вам с той же силой, что и Вы по ней. Поэтому «сплавление» корпуса, т.е. предотвращение «развала» тела позволяет значительно увеличить поражающее воздействие.

И снова обратимся к словам наставника Конно: «Гамаку - это положение тела, когда плечи опущены, а мышцы живота и спины контролируют положение таза. Благодаря гамаку можно контролировать перераспределение веса в собственном теле, и даже при высоких стойках сохраняется устойчивое равновесие.
Гамаку является базовым положением и в народных танцах островов Рюкю. То есть, раньше в ударах Сюри-тэ источником силы было положение гамаку, а не вращение бедрами влево-вправо.
Если следовать этому принципу, то удары, называемые в наши дни ои-цуки и гяку-цуки становятся качественно одинаковыми. Иными словами, в современном каратэ сначала ставится нога вперед, а затем в зависимости от поворота бедер вправо или влево наносится либо ои-цуки либо гяку-цуки - качественно разные удары. Однако при использовании "тобокухо" и гамаку движение идет не от передвигающейся ноги, а от бедра, поэтому и ои-цуки, и гяку-цуки становятся качественно одинаковыми, и различие состоит только в том, выдвигается при нанесении удара нога вперед или нет. Кроме того, используя гамаку, можно осуществлять быстрые уходы (таисабаки) вправо или влево».
Где же в найфанч встречается гамаку? Подводящее упражнение – это резкое сгибание ноги без изменения положения корпуса (намигаэси – возвратная волна). Для осуществления этого движения без изменения положения проекции центра тяжести Вам придется «подвесить» таз на корпусе, т.е. удерживать нижнюю часть тела на верхней, используя гамаку.
Полностью же понятие гамаку раскрывается во время выполнения движения вперед (йоко-уке, двойной блок, цки). (Поняв это, я даже простил Итосу Анко его подмену уракена вперед на цки. Действительно, уракен не так наглядно позволяет почувствовать опору на спину. Возможно, именно этим и была продиктована замена. Кто знает?)

Что же в итоге?
Окинавцы разработали (или заимствовали из Китая?) весьма эффективную систему генерации и «вливания» энергии в точку мишени. Эти источники силы позволяли слабым и легким побеждать сильных и тяжелых бойцов. А ката найфанч, являясь фундаментальной формой Сюри-тэ, естественно, содержит элементы тотихо (тобокухо), мутими, тинкути и гамаку в изобилии.
В этой короткой и простой (внешне) форме таится поистине безграничное содержание. Рискну перефразировать Т.Мияги – «В найфанч есть все!».


_________________
Анатолий В. Соснин, официальный представитель WHBF и JJI в АР Крым


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 21-09, 18:29 
Не в сети

Зарегистрирован: 09-01, 21:37
Сообщения: 34
Откуда: Пятигорск
Очень интересная статья.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 21-09, 23:09 
Не в сети

Зарегистрирован: 13-12, 17:31
Сообщения: 412
Откуда: Крым, Феодосия
Сатья хорошая.

Цитата:
А ката найфанч, являясь фундаментальной формой Сюри-тэ, естественно, содержит элементы тотихо (тобокухо), мутими, тинкути и гамаку в изобилии.
В идеале эти принципы должны работать во всех техниках, очень хорошо обьясняет это на семинарах покойный сенсей Нишияма. Другое дело, овладеть методиками для обретения стойких навыков, тут нужен сенсей, чтобы правил ;) Если вернуться к ката, то я беседую со многими форумчанами выражал мысль, что это формы наработки "каркаса", как бы цепочки формирующие навыки идеального положения тела и генерации и выброса силы. Где то так...

_________________
С уважением


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 22-09, 12:30 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26-03, 19:09
Сообщения: 89
Откуда: АР Крым
Николай писал(а):
...В идеале эти принципы должны работать во всех техниках...

Тем не менее, в современных стилях каратэ, как раз очень часто - эти принципы в игноре, поэтому ИМХО они и становятся похожими на кикбокс....
Щас скажу крамольную весч: современный бокс временами ближе к этим принципам окинавской рукопашки, что лично меня радует.... :wink:

_________________
Анатолий В. Соснин, официальный представитель WHBF и JJI в АР Крым


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 22-09, 13:09 
Не в сети

Зарегистрирован: 13-12, 17:31
Сообщения: 412
Откуда: Крым, Феодосия
Цитата:
Тем не менее, в современных стилях каратэ, как раз очень часто - эти принципы в игноре
Да к сожалению это так, просто это никому не нужно, ведь для большинства это физкультура и спорт, где победу решают правила соревнований, вот и выходит, что гимнастические(в ката) и легкоатлетические и др. методики рулят в спортивном каратэ. На кону ведь не жизнь а медаль. Контактные виды уходят в сторону кача...
Как там китайцы говорят- "Сила побеждает 10 умений"...
Плохо, что те кто этими (старыми) методами владеют, таскают их как мешок за плечами не давая никому, либо ищут выгоду, да и в том случае полной картины не дают...

_________________
С уважением


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 22-09, 20:46 
Не в сети

Зарегистрирован: 09-01, 21:37
Сообщения: 34
Откуда: Пятигорск
А.В.С. писал(а):
...современный бокс временами ближе к этим принципам окинавской рукопашки...
+1
Согласен.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 23-09, 00:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 13-12, 17:31
Сообщения: 412
Откуда: Крым, Феодосия
Я за последнее время часто общался с МС и КМС по боксу, очень много полезного взял, расхождений с принципами карате не нашел, методики просто супер.
Так, что тоже +1

_________________
С уважением


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB