Системный подход и его составляющие
в построении тренировочного процесса в ТБИ.
Эта статья - попытка самому разобраться в этом вопросе...
"Каратист должен быть развит всесторонне."
(M.Накаяма).
Традиционный подход к подготовки бойца в боевых искусствах(БИ), проверен веками, накоплен колоссальный опыт, но многое , как ни жаль, безвозвратно утеряно. Сейчас мы можем, по обрывкам информации пытаться восстановить методы использовавшиеся тогда и такая работа ведется. Другим источником информации могут служить достижения современной науки в биомеханике , физиологии , медицине и спорте. Этим ни в коей мере не стоит пренебрегать. Методики применяемые сегодня в спорте находятся на очень высоком уровне, стоит посмотреть на рекорды и достижения современных спортсменов. Все это нужно использовать в построении тренировочного процесса в БИ , только делать это системно, методично и грамотно.
Системный подход (СП) в построении тренировочного процесса(ТП) очень важен в боевых искусствах, СП позволяет вывести спортсмена (бойца) на пик физической формы , без ненужных травм , переутомления и тд. Важным звеном СП является научная обоснованность методов применяемых в тренировочном процессе, а также ведение наблюдения и контроля. Теория должна проверяться на практике, закрепляться и полученные результаты проверяться на контрольных группах. Проверенная методика или система позволяет спланировать тренировочный процесс, на определенный промежуток времени и прогнозировать результаты.
Системный подход - это направление методологии научного исследования, в основе которого лежит рассмотрение сложного объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними.
Тренировочный процесс - это совокупность методик и методов применяемых для достижения определенной цели и в определенный промежуток времени.
Метод - способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.
Методы обучения подразделяют на две большие группы: общепедагогические и практические.
Общепедагогические методы обучения: словесный и наглядный метод.
Практические методы обучения: строгорегламентированый метод, игровой метод и соревновательный.
К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ и обсуждение и др. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования указаний, команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.
Наглядные методы, используемые в спортивной практике, многообразны и в значительной степени обуславливают действенность процесса тренировки. К ним прежде всего следует отнести правильный в методическом отношении показ , демонстрация отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен. В последние годы широко применяются вспомогательные средства демонстрации - учебные фильмы, схемы , видеоматериалы с соревнований и тд.
Важным фактором в процессе обучения является внимание и собранность спортсмена .Чем дольше ученик может удерживать свое внимание на задаче, тем глубже он может проникнуть в ее суть, и тем больше у него возможностей ее решить. Важно помнить, что устойчивость внимания существенно повышается, если ученик активно взаимодействует с объектом, следует всячески направлять его на это, заинтересовывать, стимулировать. Если внимание рассеяно , усваивается незначительная часть материала. Как средство повышения внимания , привлечение внимания, выведения из ступора и замыкания на себе , могут быть: повышение голоса, смена интонации, хлопки в ладоши и тд. Новый материал следует давать в первой трети тренировки, пока ЦНС не утомлена и спортсмен способен легче усваивать материал.
Строгорегламентированый метод - отличает строгий порядок действий спортсмена , контроль и регулирование воздействующих факторов.
Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники, следует выделять методы разучивания упражнений в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчлененно-конструктивные). При применении этих двух методов освоения движений большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям.
Игровой метод включает в себя различные виды игр, как общепринятых , так организованных в сфере конкретного вида спорта. Сюжет игры должен иметь общую линию поведения для участников, но в тоже время давать возможность для творчества и проявления инициативы и находчивости. В играх также можно развивать и совершенствовать ,такие качества и способности, как ловкость, , быстроту ориентировки, скорость , выносливость , морально-волевые качества, чувство локтя, коллективизм, командный дух , соперничество , ответственность и тд.
Соревновательный метод- в этом методе используются различные виды соревнований, которые в данном случае выступают в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса. Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена. Соревнования могут проводится в различных условиях, усложненных и наоборот облегченных в сравнении с официальными. Для повышения личных качеств спортсмена , выносливости , психической устойчивости и тд. можно провести схватки с небольшими интервалами отдыха, плохие погодные условия, площадки меньших размеров ,соревнования в играх и единоборствах с "неудобными" противниками, применяющими непривычные технико-тактические схемы ведения борьбы. Мое глубокое убеждение, что соревнования прежде всего должны служить развитию спортсмена, а не служить средством для повышения рейтинга, славы и заслуг. Одним из важных факторов я считаю дружеские межклубные встречи, такие соревнования не обещают ни спортсмену , ни тренеру высоких наград, но могут быть хорошим средством для повышения личного мастерства спорстмена, проверки методик применяемых тренером , повышением ответственности, уважения к друг другу, и развитию БИ в целом. Дружеские встречи хороши еще тем, что когда клуб небольшой , нет достаточного уровня подготовки , то "молодым" будет на что ровняться и к чему стремиться, а также всегда хорошо поработать с незнакомыми людьми. Здоровая конкуренция всегда хорошо и будет плодотворна для двух сторон.
Согласно современным методикам, система спортивной подготовки включает в себя:
физическую подготовку (общую и специальную); ОФП и СПФ
техническую подготовку;
технико-тактическую подготовку;
теоретическую подготовку;
интегральную (в том числе соревновательную) подготовку;
психофизиологическую подготовку.
Все эти методы и виды подготовки неразрывно связаны между собой, дополняют друг друга , грамотное их сочетание в тренировочном процессе обеспечивает высокий результат. Тренировка спортсмена процесс творческий , но подходить к нему нужно с огромной ответственностью, ведь от этого зависит здоровье спортсмена , его будущее и спортивное долголетие. Еще одним важным принципом , которым должен руководствоваться тренер, является принцип всяческого содействия всестороннему гармоничному развитию личности спортсмена.
Спортивная подготовка процесс многолетний и может быть условно представлен в виде стадий или этапов:
Предварительной подготовки
Начальной специализации
Углубленной специализации
Спортивного совершенствования
Высших достижений
Сохранения достижений
Поддержание тренированности
Четкой границы между этапами не существует.
В зависимости от временного промежутка в котором протекает тренировочный процесс, его можно разбить на циклы: микроциклы , мезоциклы и макроциклы.
Микроциклы - самые короткие , один тренировочный день, одна тренировочная неделя, связанные между собой несколько тренировок.
Мезоциклы - это сформированный ряд микроциклов длительностью около месяца.
Макроциклы - большие тренировочные циклы, ориентированные на полгода , год и более.
Виды микроциклов:- втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, подводящие, соревновательные и восстановительные.
Втягивающие микроциклы:-служат для подготовки спортсмена к интенсивным тренировкам и являются, как бы вводными. Их характеризует невысокий обьем нагрузки и применяются они в основном в первом мезоцикле.
Базовые микроциклы: - являются основой подготовительного периуда, характеризуются большим обьемом суммарной нагрузки. Их основные цели — стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико-тактической, физической, волевой, специальной психической подготовки.
Контрольно-подготовительные микроциклы делятся на специально подготовительные и модельные.
Специально подготовительные микроциклы, характеризующиеся средним объемом тренировочной нагрузки и высокой соревновательной или около соревновательной интенсивностью, направлены на достижение необходимого уровня специальной работоспособности в соревнованиях, шлифовку технико-тактических навыков и умений, специальную психическую подготовленность.
Модельные микроциклы связаны с моделированием соревновательного регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль за уровнем подготовленности и повышение способностей к реализации накопленного двигательного потенциала спортсмена. Общий уровень нагрузки в нем может быть более высоким, чем в предстоящем соревновании (правило превышающего воздействия).
Эти два вида контрольно-подготовительных микроциклов используются на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периода.
Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, особенностей его подготовки к главным стартам на заключительном этапе. В них могут решаться вопросы полноценного восстановления и психической настройки. В целом они характеризуются невысоким уровнем объема и суммарной интенсивности нагрузок.
Восстановительные микроциклы обычно завершают серию напряженных базовых, контрольно-подготовительных микроциклов. Восстановительные микроциклы планируют и после напряженной соревновательной деятельности. Их основная роль сводится к обеспечению оптимальных условий для восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена. Это обусловливает невысокую суммарную нагрузку таких микроциклов, широкое применение в них средств активного отдыха.
Соревновательные микроциклы имеют основной режим, соответствующий программе соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяются спецификой соревнований в различных видах спорта, общим числом стартов и паузами между ними. В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами, непосредственным подведением к ним и восстановительными занятиями, а также могут включать и специальные тренировочные занятия в интервалах между отдельными стартами и играми.
В практике спорта широко применяются микроциклы, получившие название ударных . Они используются в тех случаях, когда время подготовки к какому-то соревнованию ограниченно, а спортсмену необходимо быстрее добиться определенных адаптационных перестроек. При этом ударным элементом могут быть объем нагрузки, ее интенсивность, концентрация упражнений повышенной технической сложности и психической напряженности, проведение занятий в экстремальных условиях внешней среды. Ударными могут быть базовые, контрольно-подготовительные и соревновательные микроциклы в зависимости от этапа годичного цикла и его задач.
В отдельных микроциклах должна планироваться, как работа разной направленности, обеспечивающая по возможности совершенствование различных сторон подготовленности, так и работа более или менее выраженной преимущественной направленности в соответствии с закономерностями построения тренировки на конкретных этапах годичной и многолетней подготовки, иначе говоря системный подход.
Один микроцикл имеет две фазы, фазу непосредственно тренировки и фазу восстановления.
Говоря о тренировке, хотелось бы в начале затронуть тему настроя перед тренировкой. В традиционных БИ и в спорте настрой играет огромную роль, как на тренировках так и на соревнованиях. Возможность мобилизоваться, сосредоточиться на цели очень важный фактор в подготовке, как спортсмена, так и бойца рукопашника. В БИ часто используют медитативные практики для достижения мобилизации , отстраненности от суеты и сосредоточении на тренировочном процессе. Все мы обычные люди , у каждого своя жизнь с ее реалиями, проблемами и радостями, но все это не должно сказываться на тренировках. Входя в зал необходимо отвлечься, постараться сосредоточится, что важно , отвлекают не только негативные мысли, но и чрезмерная радость. Идеальным состоянием сознания и психики перед и во время тренировки будет : уверенность в себе, настрой на решение поставленной задачи, спокойствие , уважение к окружающим и тд. В ТБИ все эти факторы стимулируются на протяжении всего тренировочного процесса , от первого поклона при входе в додзе и до последнего при выходе из него, со временем и в повседневном обиходе адепт БИ становится ближе к тем идеалам , что приветсвуются во всех БИ. С определенного времени такие качества как собранность, владение собой , постоянный контроль(заншин) и тд. начинают ценится даже больше чем физическая кондиция.
Важную роль в тренировке играет разминка, она существенно снижает риск получения травмы во время тренировки. Видов разминки великое множество, но все они преследуют одну цель- подготовить организм к нагрузкам. Во время разминки включается симпатико-адреналовая система, активнее включаются в работу железы и системы организма, повышается температура, увеличивается пульс, клетки получают больше кислорода и тд. Как ни жаль, очень многие тренера и спортсмены игнорируют важность разминки, либо сокращают ее до минимума. Разминка не должна быть слишком большой, чтобы не утомлять спортсмена раньше времени. Вполне достаточно 10-15 мин, за это время произойдет возбуждение ЦНС, пульс должен увеличится до 120-160 ударов, сердце будет активнее и сильнее перекачивать кровь, разогреются мышцы и суставы, начнется потоотделение, короче говоря организм будет приведен в состояние повышенной готовности к нагрузкам. Для каждого вида спорта необходимо делать упор в разминке на те группы мышц и суставы, которые в этом виде наиболее подвержены нагрузке. Еще раз хотелось бы обратить внимание на роль разминки в борьбе с травматизмом, ведь каждая травма не только несет вред здоровью, что само по себе недопустимо, но и отодвигает высокий спортивный результат на неопределенный срок.
Растяжка часто идет как продолжение разминки, или как часть ее. Гибкость и большая амплитуда движений суставов важны и в спорте и БИ, поэтому в тренировочный процесс необходимо вводить упражнения на растяжку. Тело каждого человека обладает уникальными пределами амплитуды движения, и общих стандартов для населения в этом отношении не существует. За амплитуду движения отвечают мускулы, суставы и связки участвующие в движении, поэтому ошибочно полагать , что при растяжке тянутся только мышцы. Чрезмерная подвижность сустава, в результате растягивания его связочного аппарата может повлечь за собой травму, процесс восстановления может быть долгим и сложным. Как и во всем, упражнения на гибкость должны иметь постепенный и регулярный характер, муссировать этот процесс не следует, параллельно связочный аппарат необходимо укреплять, сочетая упражнения на гибкость с физическими упражнениями.
Каждое занятие имеет индивидуальный характер , но в целом занятия увязаны между собой и одно как бы дополняет , наслаивается одно на другое. В процессе выполнения упражнений создаются условно-рефлекторные связи, перерастающие в умения , а затем в устойчивые навыки. Тренер должен четко представлять цель тренировочного процесса, и выстраивать каждое занятие четко регламентируясь с планом. Нужно с максимальной пользой использовать время занятия, наилучшим образом использовать доступные средства и методы, на ошибки указывать кратко и грамотно, а главное четко показать пути их устранения. Постоянный контроль и хронометраж позволят снизить потери времени во время урока на лишние и отвлекающие факторы. Следует постоянно мобилизировать волю и психику спортсмена в позитивном ключе, а также всячески поощрять и стимулировать сознательное отношение к заданию.
В конце каждого занятия должна идти заминка. Заминка несет теже функции , что и разминка , основная из которых снижение травматизма. Если разминка должна подготовить организм к предстоящим нагрузкам, то заминка снижает последствия этих нагрузок, так например способствует нормализации сердечного ритма, охлаждению тела до нормальной температуры и выведению продуктов обмена клеток, накопившейся за время тренировки молочной кислоты. После интенсивной нагрузки нельзя сразу прекращать тренировку, так как сокращение мышц стимулирует приток крови к сердцу, вот еще одна причина для заминки, тренировку нужно продолжать до восстановления нормального пульса. В качестве упражнений для заминки , можно порекомендовать упражнения на гибкость, дыхательные упражнения, самомассаж.
Отдельно бы хотелось выделить роль дыхания в тренировочном процессе, на эту тему написано не мало трудов, книг и статей, но все же очень часто тренера не уделяют этому должного внимания. В рамках этой статьи хотелось бы выделить только один момент- имитация (озвучивание) дыхания спортсменами в БИ и СЕ. Часто бессознательно ученик повторяет звуки которые издает тренер при показе техники, на это нужно обращать внимание, поощрять правильное дыхание, порицать "хыкание", "шипение " и тд. Существует большое количество дыхательных упражнений, их можно применять в качестве восстановительных, тем самым учить правильно дышать и восстанавливать силы. В практике БИ дыханию отводится огромная роль, которую трудно переоценить, при правильном подходе дыхание может быть как восстановительным , успокаивающим, так и наоборот нацеленным на мобилизацию и концентрацию. Постановке правильного дыхания на тренировке должно уделяться достаточно времени, на семинарах по БИ этот вопрос часто освещается слабо и его необходимо подымать. В заключение хотелось бы подчеркнуть -неграмотное преподавание дыхательных техник и упражнений, негативно сказывается на здоровье спортсменов.
Во время нагрузки работает весь организм в целом, все органы и системы, а не отдельная группа мышц. За тренировку спортсмен теряет определенное количество жидкости (с потоотделением и дыханием), появляется кислородная задолженность, наблюдается снижение: уровня АТФ, гликогена в мышцах и печени, различных ферментов и других биологически активных веществ. Для продолжения тренировок необходимо полноценное восстановление, для этого необходимо восполнить затраченные организмом ресурсы. Нагрузки различного рода вызывают в организме процессы адаптации и эти процессы адекватны нагрузкам. Организм единое целое и в ответ на нагрузки, качественно изменяется не только мышцы, но и работа внутренних органов( например укрепляется сердечно-сосудистая система), улучшается работа ЦНС. ЦНС утомляется в первую очередь и на ее восстановление необходимо обращать особое внимание. Чем выше была нагрузка , тем в большей степени организм восполняет свои ресурсы , как бы пытаясь запастись в прок , повысив свои функциональные возможности, это называется сверх восстановлением. Средствами восстановления могут быть ....восстановление потери жидкости(вода с раствором глюкозы, соки), как после тренировки , так и во время ее, сон , рациональное, полноценное питание, активный пассивный отдых, тренировки со сниженным уровнем нагрузки. При недостатке восстановления могут возникнуть: перетренированность, хроническое утомление, нервное истощение и как следствие срыв тренировочного процесса, а главное ухудшение здоровья. И так, гармоничное сочетание нагрузки и восстановления, и есть тренировочный процесс.
В организации тренировочного процесса необходимо учитывать начальный уровень тренированности учеников, вести постоянный контроль за состоянием здоровья и уровнем тренированности. Всегда желательно пройти консультацию врачей, справка от врача должна быть обязательна. Естественно , что для группы все данные о их уровне тренированности будут "усреднены". Желательно вести учет, вести дневник, проводить регулярные тесты и осмотры.
Во многих восточных традициях в построении тренировочного процесса , как на длительный срок , так и единичного занятия , учитывается фаза Луны. Кому то это покажется не удобным, архаичным и тд. , но давайте взглянем на это с другой стороны. Итак считается , что новый месяц - "сильное" время для тренировок, фаза роста. Полнолуние же наоборот, "слабое"время фаза ослабления. Между ними полумесяц "средняя" фаза. Давно доказано влияния Луны на физиологические , психические процессы человека ,биоритмы и тд. и это можно учитывать в построении долгосрочного тренировочного процесса- это один момент. Второй момент-построение тренировки по лунному календарю в микро, макроциклах . Построений может быть множество , для примера возьмем такой: Начало -полная Луна , "слабый цикл" (хотя на востоке считается , что начинать надо в фазу роста Луны)- вводный микроцикл, затем средняя фаза Луны и начало прироста нагрузки в занятиях. Сильный цикл максимальная нагрузка , потом снова средний цикл (полумесяц) и тд...Получаем объединение двух систем построения тренировочного процесса ,старой традиционной и новой спортивной.
Заключение...В этой статье лишь малая часть составляющих тренировочного процесса, для полного описания этого вопроса потребуется написать не одну книгу. Тренировочный процесс, как единая долговременная система изучен и представлен в СЕ очень широко(дзюдо, самбо, бокс) в традиционных системах, наоборот тренера преподают в основной массе -" как Бог на душу положит". Уверен, что энтузиасты любители и профессиональные тренера ТБИ активно работают в этом направлении, также уверен, что необходима консолидация усилий и обмен опытом и методиками, проверка их в широких кругах. Проверенная, научно-обоснованная методическая база должна стать целью любой серьезной федерации.
Николай Чаганов
список литература и инет. ресурсов
1)
http://gled.myorel.ru отличный сайт, большое спасибо автору, много полезного подчерпнул.