Станислав Березнюк, меня поправил, мифов как оказалось гораздо больше
Добавляю.
Миф 10. Джеки Чэн в совершенстве владеет всеми существующими стилями ушу
Джеки Чэн обучался в ТЕАТРАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, где его учили приемам СЦЕНИЧЕСКОГО БОЯ. Боевым искусствам он НЕ ОБУЧАЛСЯ ВООБЩЕ. Сомневающиеся отсылаются к его автобиографической книге "I am Jackie Chang" (русский перевод - "Я, Джеки Чан", выпущен издательством "София"). Все, что он показывает в фильмах - театр и акробатика. Некоторые стили ушу он выдумывал специально для фильмов.
Миф 11. Брюс Ли является лучшим бойцом ушу всех времен и народов
Образ Брюса Ли сильно раздут. Непредвзятый анализ его биографии показывает, что "множеством проведенных в детстве уличных схваток" названы обычные мальчишеские драки, что драка двух 20-летних парней в США названа "боем с представителем китайской диаспоры, не желавшей, чтобы Брюс Ли обучал секретам китайских боевых искусств представителей других национальностей" (хотя сам Вонг Джэк Мань - противник Брюса в той схватке - до сих пор жив, и по его словам никто его никаким представителем не выбирал, просто Брюс в публичном выступлении заявил, что является настолько хорошим бойцом, что побьет в Америке любого, а кто не верит - пусть попробует это опровергнуть, и Вонг вызвался попробовать; при этом результат схватки в пользу Брюса трактуется только его женой, по мнению всех остальных свидетелей схватка окончилась вничью, а ее ход жена Брюса в своей книге сильно исказила, стремясь представить мужа в выгодном свете). Не выдерживает проверки и утверждение о том, что Брюс в совершенстве овладел стилем юнчунь (по отзывам обучавшихся вместе с Брюсом он был, конечно, не из последних, но и в ближайших учениках не числился, а приведший его к учителю Е Вэню Хуан Чуньлянь постоянно бил Брюса в дружеских схватках как во время учебы того у Е Вэня, так и во время последующих визитов Брюса в Гонконг) и о том, что он изучил много других стилей (достоверно известно лишь что он взял несколько уроков стиля богомола у одного гонконговского мастера, но сохранившаяся кинозапись демонстрации Брюсом стиля богомола ывзывает у мастеров стиля лишь ироническую усмешку). Все сходятся на том, что Брюс Ли действительно обладал от природы выдающимися физическими данными, но в конце концов он на свете не один такой (и даже не один такой в Китае). Просто в конце 1960-х Китаю требовался национальный герой, и им стал Брюс Ли, удачно "раскрученный" прессой и киноиндустрией. Кроме того, Брюс Ли стал первым, кто популяризовал ушу в США, а так как американцы традиционно путают свои собственные проблемы с общемировыми (как может какой-нибудь китайский парень из провинции Хэбэй или Хэйлунцзян считаться хорошим бойцом, если он не был на чемпионате Западного побережья в Сан-Франциско? Никогда про этот чемпионат не слышал или не было денег приехать? Это гнилые отмазки, ВСЕМ ИЗВЕСТНО, что настоящие бойцы - это только те, кто был на этом чемпионате), то постепенно американский взгляд на Брюса Ли утвердился в популярной литературе как, якобы, объективная точка зрения.
Миф 12. Тайцзицюань - это оздоровительная гимнастика, ничего общего с боевыми искусствами не имеющая.
Чтобы понять причину возникновения этого мифа, нужно кратко ознакомиться с историей распространения тайцзицюань.
Существует много легенд о происхождении стиля, но все они сходятся в одной пространственно-временной точке: в первой половине XIX века Ян Фукуй по прозвищу Лучань в деревне Чэньцзягоу уезда Вэньсянь провинции Хэнань изучил у представителей семьи Чэнь боевое искусство, которое называется тайцзицюань. С помощью этого боевого искусства он стал настолько мощным бойцом, что получил прозвище "Ян Уди" - "Ян Не Имеющий Противников".
Таким образом, в XIX веке тайцзицюань вполне признавалось боевым искусством. Что же произошло далее?
Из Чэньцзягоу Ян Лучань вернулся к себе на родину - в уезд Юннянь той же провинции. Там у него учился земляк У Хэцин по прозвищу Юйсян. Далее что-то произошло, и Ян Лучань, воспользовавшись помощью представителей семьи У, переехал жить и преподавать в Пекин. Некоторые легенды утверждают, что Ян убил человека, и был вынужден искать высокого покровительства. Так как старший брат У Хэцина занимал высокий пост в Ведомстве наказаний (по-современному выражаясь, в одном из шести основных министерств Китая), а второй брат был управляющим одним из уездов, то связи в верхах у них были богатые, и Ян Лучань смог преподавать при императорском дворе. Другие легенды утверждают, что сослуживцы восхищались высоким боевым мастерством У Хэцина, и давили на его старших братьев, чтобы тот переехал для преподавания в столицу, но Хэцин был сильно занят заботами о своей матери, и порекомендовал вместо себя Ян Лучаня.
Так как вращаться во дворце Ян стал не только среди охранников и стражников (которые, обычно, и были основными "потребителями" боевых искусств), но и среди знати и чиновников высоких рангов, то и преподавание ему пришлось подстраивать под их запросы. А им жестокие тренировки, которые характерны для преподавания именно БОЕВОГО искусства, были не нужны, они слышали, что занятия боевыми искусствами помогают укрепить здоровье и продлить жизнь - и именно этого и искали. И Ян сумел удовлетворить всех: трех сыновей обучал по полной программе - и они выросли его достойными преемниками; маньчжуров из лейб-гвардии обучал столько, сколько те могли воспринять - и от них впоследствии пошли новые направления тайцзицюань; для основной же массы чиновничества и знати он упростил движения и создал оздоровительную версию тайцзицюань.
После революции 1911 года и свержения монархии, на волне подъема национального самосознания китайцев резко возрос и интерес к национальным боевым искусствам. В 1916 году Сюй Чжуншэн основал в Пекине Ассоциацию по изучению физической культуры, одним из основных элементов программы которой стало именно тайцзицюань. Так началось массовое распространение тайцзицюань, и шло оно примерно в таком же ключе: кто мог - осваивал боевое искусство в полном объеме, ну а кто не мог - занимался просто для здоровья. В 1928 году, когда завершилась гражданская война и Нанкин стал столицей Китайской республики, многие мастера тайцзицюань были приглашены преподавать на юг - в Нанкин, Шанхай и другие города.
После прихода к власти в стране коммунистической партии и образования Китайской народной республики перед новым правительством встала задача взятия под идеологический контроль ситуации с боевыми искусствами в стране. И чтобы с одной стороны, дать желающим возможность "спустить пар", с другой - чем-то занять многочисленных знакомых с тайцзицюань людей, а с третьих - помочь людям улучшить здоровье (причем, что было немаловажно, с помощью "родных", "китайских", а не заимствованных извне методов), в 1950-х годах был разработан упрощенный комплекс тайцзицюань из 24 движений. За основу были взяты те движения, которые преподавал мастер Ян Чэнфу будучи уже в преклонном возрасте, то есть в которых упор делался уже именно не на боевой, а на оздоровительный аспект. Именно этот вариант был внедрен в массы, именно этим теперь занимаются по утрам миллионы китайцев, именно это видят приезжающие в Китай иностранные туристы, именно это было опубликовано в переведенных на иностранные языки книгах и брошюрах, и именно эту оздоровительную гимнастику тайцзицюань и путают с боевым искусстом тайцзицюань. На этом огромном фоне занимающихся для здоровья, а также уже целых поколений тренеров, выросших на чисто оздоровительной версии и ничего другого знать не знающих (да и, честно говоря, не особенно желающих), просто-напросто теряются те, кто занимается тайцзицюань именно как боевым искусством.
Миф 13. Одним из величайших мастеров китайских боевых искусств современности является Вон Кью-Кит.
Надо отметить, что "феномен Вон Кью-Кита" - это феномен чисто отечественный, "пост-советского пространства"; люди, выходящие через ИНТЕРНЕТ на контакт с западными любителями кунфу, часто бывали шокированы, узнав, что там, где он живет, про этого "великого мастера" и слыхом не слыхивали. Те же из серьезных западных любителей, кто знаком с его книгами и веб-сайтами, соблюдая в ответах на прямые вопросы должную политкорректность, за глаза ничего хорошего о нем не говорят.
Книги Вон Кью-Кита - это классическая коммерческая макулатура на тему китайских боевых искусств. Один из отечественных любителей ушу образно охарактеризовал их так: "повесить книгу Вон Кью-Кита на гвоздике в известном месте означало бы оскорбить процесс дефекации". Обычно эти книги производят положительное впечатление лишь на тех, кто вообще не знаком с описываемыми в них вещами. Так, книга Вон Кью-Кита по тайцзицюань представляет собой сваленные в кучу базовые сведения по этому направлению, причем в стиле "галопом по европам" (если в китайских руководствах по тайцзицюань описанию одного движения, бывает, по несколько страниц отводится, то здесь на комплекс из 24 движений ушло аж 7 страниц текста и 8 страниц плохих рисунков). Книга Вон Кью-Кита про шаолиньское ушу с реальным боевым искусством монастыря Шаолинь вообще никак не соотносится - достаточно сравнить ее с многочисленными китайскими изданиями, посвященными шаолиньскому ушу, которых в последние два десятилетия вышло огромное количество. И так далее и тому подобное.
Но мало того - исходное низкое качество книг Вон Кью-Кита было еще более снижено отвратительным переводом, выполненным работниками выпустившего эти книги на русском языке издательства "ГРАНД-ФАИР". При простом пролистывании становится ясно, что переводчики не имеют ни малейшего представления о том, про что пишут - о китайских боевых искусствах. Так, в книге "Искусство кунг-фу монастыря Шаолинь" название известного южнокитайского стиля юнчуньцюань (на кантонском диалекте - винчунь) постоянно переводится как "крыло Чунь" (это так они "Wing Chun" поняли). В книге "Тай-цзи цюань" фантазия переводчиков привела к появлению стойки "верхом на козле", сделала известного мастера Пэй Сижуна "прямым потомком признанных мастеров стиля вуданг", а расположение и характер комментариев позволяют сделать вывод, что боевые искусства переводчикам были вообще до лампочки и их в основном волновала эзотерика.
Автор:: [ Березнюк Станислав ]