MEIKYO

Новости восточных единоборств в АР Крым. Обсуждение профессинальных вопросов тренерского процесса. О мастерах и направлениях в Каратэ-до. И многое другое...
Текущее время: 29-03, 04:00

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 24-10, 23:20 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-12, 18:47
Сообщения: 221
Откуда: АР Крым
Забытое имя
Автор: М. Лукашев


Качество этого снимка оставляет, конечно, желать лучшего. Но все-таки вглядитесь в него повнимательнее, Он уникален: сорок лет назад держать его дома означало ежеминутно подвергать себя опасности ареста. Многие тогда поспешили уничтожить такие фотографии. На групповых же, выбросить которые было Жалко, а хранить в первозданном виде - боязно, заклеили или зачеркнули химическим карандашом это лицо, как зачеркивали лица других врагов народа. Мы не имеем права обвинить тех людей, кто делал это, в трусости и предательстве: атмосферу подозрительности и страха в стране нагнетали умело. А пойти против власти - значило разделить тяжелую судьбу непокорившихся. Немногие были готовы на такой шаг.
Изображение


Но они были. Это благодаря им, не испугавшимся и не предавшим, мы можем сегодня опубликовать портрет Василия Сергеевича Ощепкова.

Это имя долгое время было под запретом. И так получилось, что сегодня даже многие дзюдоисты и самбисты не знают его. А знать должны. Ведь именно Ощепков был пионером дзюдо в нашей стране. И создателем борьбы, которая позже получила название самбо.
Часть 1. Русский японец

...Темной октябрьской ночью в дверь длинно и требовательно позвонили. Казалось, этот звонок услышал весь старенький дом в Дегтярном переулке. Услышал - и затаился и страхе : все уже знали, что означают такие поздние визиты.

В квартиру вошли непрошенные гости. Ощепков мог вышвырнуть их всех за дверь в один момент. Он знал, как это делается. Но страшные слова - Вы арестованы - словно парализовали его. На дворе был недоброй памяти 1937 год.

Тщательный обыск никаких результатов не дал. Но под утро под окнами дома вновь заурчал двигателем черный ворон, увозя новоиспеченного "врага народа".

Тюрьма. В одной из них - царской - он родился. В другой - сталинской - умер, не дожив даже до заседания особого совещания...

В Токио творилось столпотворение. Молодые люди в одиночку и группами направлялись к знаменитому институту Кодокан - дзюдо, где должен был проходить традиционный ежегодный отбор кандидатов. Ту да же держали путь городские зеваки в надежде на любопытное зрелище.

И они не обманулись. Небывалый случай - в числе претендентов на зачисление в институт оказался... русский. На него показывали пальцами и смотрели, широко раскрыв глаза и рты. А он, казалось, не замечал никого и ничего...

В самом конце холодного, с пронизывающим ветром и долгими метелями декабря 1892 года у заключенной Александровской тюрьмы на Сахалине, крестьянской вдовы Марии Ощепковой родился сын. Старик священник, наскоро окрестив орущего младенца, достал церковную книгу и, согрев дыханием озябшие руки, вписал в нее незаконнорожденного Василия. Так началась эта короткая, трагическая, но прекрасная жизнь.

В одиннадцать лет Василий остался сиротой, еще через несколько лет его отправили в русскую колонию при православной миссии в японском городе Киото. Казалось, перед ним открывается завидная при его двойной неполноценности судьба (анкетные данные Василия были отмечены в царской России клеймом отверженного) - стать православным священнослужителем в Японии. Но парнишка жил, совсем другими интересами.

Юные миссионеры учились в обычной японской школе. Там и обратил внимание на смышленого паренька учитель дзюдо, которое преподавалось наряду с другими обязательными дисциплинами. Он стал заниматься с Василием дополнительно. И скоро русский мальчуган знал и умел почти все, что знал и умел японец. Тогда тот посоветовал ему отправиться в знаменитый институт Кодокан. И сообщил - под большим секретом, конечно, - один из основных принципов отбора.

Наконец претендентов позвали в зал. Все соискатели чино расселись на соломенных - татами. Сел и Василий.

Ноги почти сразу же затекли - он еще не привык сидеть по-японски на одних пятках. Вытянуть бы ноги или пошевелить ими. Ну хоть чуть-чуть, самую малость. Сразу бы полегчало. Но как раз этого сделать было нельзя никак. Любое движение во время речи основателя дзюдо доктора Дзигаро Кано расценивалось как проявление неуважения к великому учителю. Преподаватели института не спускали глаз с каждого из претендентов. Василий знал об этом и не шевелился. Он даже старался затаить дыхание - на всякий случай.

Нравоучительная речь доктора Кано была невообразимо длинной и скучной. Русский парень не особенно вникал в смысл произносимых слов. Он молил бога, чтобы все это поскорее кончилось. Но основатель дзюдо продолжал монотонно бормотать предложение за предложением.

Некоторые молодые японцы не выдерживали испытания неподвижностью. Кто-то оглянулся, кто-то чуть изменил позу, а кто-то даже попытался шепнуть пару слов на ухо соседу. Василий ничего этого не замечал. Он давно перестал слышать голос "великого учителя" и теперь уже даже не молился, а, стиснув до боли зубы, твердил себе: "Держись!". И держался.

Очнулся он от прикосновения к плечу чьей-то руки. Преподаватель института сообщил ему о принятии в Кодокан. Василии попытался было встать. Но совершенно онемевшие ноги не послушались, и он без сил повалился на татами...

Даже в наши дни. японские специалисты считают, что тренировки дзюдоистов Страны восходящего солнца непосильны для европейцев. Тогда же система обучения была особенно жесткой и безжалостной. К тому же это было время, когда нет-нет, да слышались отголоски недавно закончившейся русско-японской войны. Поэтому Василию было гораздо труднее, чем остальным новичкам, его постоянно выбирали в партнеры более опытные дзюдоисты. В нем еще видели совсем не спортивного, а реального противника.

...Зал перевернулся вверх ногами. "Бросок, - успел подумать Ощепков, - надо...". Острая, пронзительная боль прервала мысль. "Встань!" - приказал он себе. Боль все не отпускала. И хотелось не двигаться - только лежать.

"Встань!" Ему показалось, что он оглушительно выкрикнул это слово. На весь зал. С тревогой открыл глаза, огляделся по сторонам. Никто не обращал на него внимания. Василий успокоился. Собрался с силами и встал.

В глазах опять потемнело от боли. Здоровый детина, швырнувший его на татами, усмехаясь, стоял напротив. Он явно не ждал, что русский поднимется. Ведь от такого броска ломаются ребра - это он знал точно.

Японец не ошибся: ребро у Василия действительно оказалось сломанным. Но он стоял. И даже по дзюдоистскому обычаю смиренным поклоном поблагодарил соперника за науку. По обычаю. Ибо, по существу; благодарить должен был бы противник. Благодарить за тот урок, который преподнес ему русский: главная победа - победа над самим собой, победа воли над болью и слабостью... Сколько раз швыряли его на татами, душили воротом кимоно, выламывали руки? Василий не считал. Только заметил как-то, что схваток с ним стали избегать. И это стало первым признаком его мастерства. После окончания института строгие экзаменаторы Кодокана подпоясали его кимоно черным поясом. Василий стал первым русским, кому был присвоен этот знак отличия, и всего-навсего четвертым европейцем. Нужно учесть, что японцы необычайно ревностно относились тогда к присуждению мастерских данов, тем более иностранцам. Однако вскоре они единодушно присвоили Ощепкову и следующую, еще более высокую степень - второй дан.

"Русский японец" возвратился в Россию опытным дзюдоистом. Отличное знание не только японского, но и английского языков сослужило ему добрую службу: он начал работать военным переводчиком. Но и про спорт не забыл - организовал во Владивостоке кружок экзотической японской борьбы, в котором насчитывалось до полусотни занимающихся.

Сегодня мало кто знает, что именно там, во Владивостоке, состоялась самая первая в мире международная встреча по дзюдо. Ученики Ощепкова встретились с воспитанниками высшего коммерческого училища из города Отару. Вот так описывала этот матч газета "Далекая окраина": "В помещения владивостокского общества "Спорт" состоялось весьма интересное состязание, организованное В. С. Ощепковым, при личном участии самого господина Ощепкова, привлекшего массу публики... Некоторые приемы самозащиты былb продемонстрированы господином Ощепковым, причем нападения на него делались не только при встрече лицом к лицу, но я сзади".

Шел 1914 год. Начались первая мировая война, и Василий Сергеевич, пожалуй, первым в России понял всю необходимость обучения искусству самозащиты. Во владивостокском обществе "Спорт" появились новые люди. Кружок дзюдо постепенно превращался, как бы сказали теперь, в школу рукопашного боя. Теперь Ошепков готовил уже не спортсменов - солдат.

Десятки кружковцев ушли на фронт. Именно так они в полной мере оценили науку, преподанную им "русским японцем". Науку побеждать противников, побеждать боль, побеждать невзгоды.

А время неуклонно двигалось. И над Российской империей уже собиралась грозовая туча. Напряжение возрастало с каждым днем, с каждым часом. И вот, как разряд молнии грянула революция...
Часть 2. Революцией мобилизованный

Двуглавый императорский орел совершил свой последний полет - с крыши губернаторского дома вниз на землю. И разбился вдребезги. Самодержавие свергнуто. Революция!

Владивосток украсился красными бантами. Даже прогуливающаяся по бульварам праздная публика поспешила нацепить их.

Но рабочим было не да них. Они в это время организовывали охрану порядка в городе.

Во Владивостоке появились первые милиционеры. Но пользы от них было, прямо скажем, не слишком много. Что они могли противопоставить грабителям, заполонившим город, кроме революционной сознательности?

Тогда общество Спорт, одним из руководителей которого, был Ощепков, организовало "Курсы для подготовки милиционеров городской и уездной милиции". А сам Василий приступил к работе на курсах в качестве преподавателя рукопашного боя.
Изображение


В. Ощепков со своими воспитанниками. Фото 20-х годов прошлого века.

Вскоре Ощепков приказом Реввоенсовета СССР был зачислен на кадровую службу в Красную Армию и назначен военным переводчиком в штаб Сибирского военного округа. Василий Сергеевич был блестящим знатоком японского языка. Не, раз бывало, что с ним консультировались крупные специалисты - востоковеды. Но главная цель его жизни состояла в другом.

Собрание ячейки ОСОвиахима при штабе Сибирского военного округа получилось захватывающе интересным: на нем с докладом об искусстве самозащиты выступил Ощепков. Но не зря говорится, что лучше один раз увидеть, чем сто услышать. Помня об этом, Василий Сергеевич тут же в зале продемонстрировал несколько приемов.

Прямо на собрании организовали для сотрудников штаба кружок по изучению приемов самозащиты. Услугами специалиста поспешила воспользоваться и местная школа милиции.

А затем Ощепкова пригласили в Москву, Пожалуй, лучше других о жизни и работе Василия Сергеевича в этот период мог бы рассказать его непосредственный начальник - заместитель инспектора вневойсковой и физической подготовки Красной Армии Б. Кальпус. Но, к сожалению, он не успел этого сделать: в 1938 году комкор Кальпус был арестован и погиб. Поэтому нам придется опираться на другие источники.

Журнал "Физкультура и спорт", в декабре 1929 года так отреагировал на приезд Ощепкова: "На днях при спортивном секторе ЦДКА открываются двухмесячные курсы. В программу занятий войдут: 1) броски, рычаги, удары руками и ногами и удушения; 2) приемы самозащиты невооруженного против вооруженного винтовкой, револьвером, саблей, ножом или другим холодным оружием ближнего боя; 3) приемы рукопашной схватки двух невооруженных. За основу будет принята японская система самозащиты "дзюу-до" (так в те времена именовали дзюдо. - Ред.)

Для желающих совершенствоваться в этой системе будут созданы специальные спортивные группы, которые будут проходить проходить тренировку и выступать на соревнованиях, намечающихся к проведению в будущем"> Курсами будет руководить инструктор т. Ощепков, окончивший институт "Кодокан-дзюу-до" в Японии (в Токио)".

Каждый раз Василий Сергеевич начинал свою тренерскую работу с впечатляющей демонстрации своего искусства. Теперь он вышел на сцену зала Центрального Дома Красной Армии во время специально устроенного по этому случаю спортивного вечера. На него нападало одновременно по нескольку "противников" - рубили шашкой, кололи штыком, били палкой, стреляли в упор из пистолета.

Все это было отнюдь не "демонстрационно", а на полном серьезе: штык был боевым, шашка - остро отточенной. И даже пистолет заряжался гильзой. Из нее удалялись пуля и порох, но капсуль сохранялся.

Проверяющий становился позади Ощепкова и мог точно сказать, успел ли демонстратор отбить оружие раньше выстрела "нападающего".

После такой демонстрации в ЦДКА немедленно были созданы две секции для военнослужащих и работников Дома Красной Армии Начали заниматься борьбой и женщины. А через некоторое время Василий Сергеевич уже вёл уроки самообороны со специальной группой высшего комсостава Красной Армии.

...На ковер вышел М. Тухачевский. Обладая недюжинной силой, он не сомневался в успехе. Но на этот раз прославленный полководец проиграл схватку. Проиграл своему учителю - Ощепкову. Но не огорчился, а еще с большим удовольствием стал посещать занятия. Вместе с ним приходили в спортзал И. Якир, С. Буденный и другие советские военачальники.

В те годы задачей номер один было укрепление обороноспособности страны. И Василий Сергеевич прилагал немало усилий для ее решения. В конце 1929 года были организованы курсы и для руководящего состава Московского гарнизона. Вел занятия на них Ощепков.

В самом начале тридцатых был учрежден знаменитый физкультурный комплекс "Готов к труду и обороне". В качестве одной из норм второй ступени в него были введены приемы самозащиты и обезоруживания. Разрабатывал эти нормативы Ощепков.

Перечислить все его дела тех лет сложно: энергия Василия Сергеевича была поистине неисчерпаема. Он несколько лет преподавал в Центральной высшей школе Рабоче-Крестьянской милиции, на различных военных и гражданских курсах, школе ВЦСПС имени Н. М. Шверника, во Дворце физкультуры завода № 1 "Авиахим", вел секционную работу сам и приобщал к ней наиболее способных своих учеников. И, наконец, работал в Центральном институте физической культуры.

Чему же учил своих воспитанников Ощепков? В начале преподавательской деятельности - дзюдо. Но только в самом начале. На следующем этапе работа Василия Сергеевича и его учеников стала той творческой лабораторией, в которой родилось наше самбо - новый интернациональный в своей основе вид спорта, объединивший лучшие достижения многих международных и национальных видов единоборств том числе, разумеется, и дзкюдо.

Прежде всего Ощепков несколько изменил условия поединка. Татами у наших спортсменов отсутствовали - их заменили мягким борцовским ковром. Вместо японских кимоно были введены приталенные куртки. Боролись не босиком, как японцы, а в борцовках - специальных легких ботинках.

На первый взгляд может показаться, что изменения произошли незначительные. Это так. Но они повлекли за собой крупные перемены в технике борьбы.

Наличие мягкого ковра заставило спортсменов больше бороться лежа. Сами японцы впоследствии отмечали, что этот раздел техники самбо более совершенен, чем в дзюдо.

А с национальными видами борьбы народов нашей страны Василию Сергеевичу впервые довелось столкнуться в центральной высшей школе Рабоче-Крестьянской милиции, где он работал преподавателем.

Курсанты прибывали сюда со всех концов Советского Союза. И во время занятий случалось порой, что кто-нибудь из новичков обращался к Ощепкову: А у нас борются не так.

Вызов курсанта сейчас же принимал ученик и безотказный помощник Василия Сергеевича - В. Сидоров. И хотя энтузиасты национальной борьбы неизменно терпели поражение, Ощепков не мог не отметить присутствия в их технике весьма своеобразных и эффективных бросков.

Развивать новую спортивную дисциплину можно было только при достаточном количестве тренеров. И Василий Сергеевич идет работать в инфизкульт, где и знакомится с национальной борьбой вплотную. Студенты сноровисто использовали на ковре знакомые с детства приемы и, еще сами не осознавая того, вносили свой вклад в новый, только еще рождающийся вид спорта.

Василий Сергеевич даже специально устраивал поединки между представителями национальных видов борьбы, в первую очередь грузинской - чида-оба и узбекской - кураш, и своими воспитанниками. А ученику и помощнику Б. Сагателяну поручил привезти из поездки на Кавказ фотографии фаз исполнения приемов грузинской борьбы.

...Вещи бывают намного долговечнее своих хозяев, и сегодня, когда старого мастера уже давным-давно нет в живых, в архивах ветеранов самбо еще можно увидеть небольшого формата пожелтевшие снимки, запечатлевшие лихие броски чидаобы...

Дзюдо, с которого когда-то начинал Ощепков, постепенно превращалось всего лишь в одну из составляющих нового прикладного единоборства. И чем больше проходило времени, тем сильнее расходились пути дзюдо и самбо.

Правда, тогда само это название еще не употреблялось. По инерции новый вид борьбы еще продолжали именовать дзюдо, добавляя, однако, поясняющее слово вольное. Затем называли борьбой вольного стиля. И лишь после войны появилось название самбо. Но Василия Сергеевича к тому времени уже не было в живых.
Часть 3. История легенды

Те, кто видел кинокартину Непобедимый, недавно вновь показанную по телевидению, наверное, немало удивились серьезным различиям между нашим повествованием и событиями, о которых рассказали создатели фильма. Кому-то их версия даже покажется более увлекательной. Это так. Но она интересней ровно настолько, насколько вымысел может быть интереснее истины...

Василий Сергеевич Ощепков умер в тюрьме. А борьба самбо, созданная им, продолжала развиваться и завоевывать популярность. Всего через два месяца после смерти Ощепкова состоялся первый матч между командами Москвы и Ленинграда. А затем соревнования вплоть до всесоюзных и международных стали регулярными.

Казалось, само имя Ощепкова было навсегда вычеркнуто из истории советского спорта. Но борьба, созданная в нашей стране, должна была иметь автора. Не зря в народе говорят: Свято место пусто не бывает. И в конце сороковых годов началось сотворение легенды о появления самбо. Героем ее стал одни из учеников Василия Сергеевича - А. Харлампиев.

Чем это было вызвано - бесспорными ли заслугами его в развитии нового вида борьбы (в послевоенные годы Харлампиев был признанным лидером самбо), легко ли выстраивающейся параллелью (отец его был одним из создателей отечественной школы бокса), или честолюбивыми устремлениями самого Харлампиева сейчас определить трудно. Во всяком случае, в конце 1947 года в журнале Огонек появился очерк журналиста И. Рахтанова под названием История самбо, написанный со слов Харлампиева. Это был первый, изначальный, если так можно выразиться, вариант легенды. Вот как звучала оиа в изложении Рахтанова.

Еще в молодости Харлампиев по совету отца решил создать лучший в мире вид самозашиты. Для этого он изучил не в теории, а на практике ряд видов национальной борьбы, проштудировал старинные манускрипты и летописи, в которых описывались боевые приемы. И на этой базе абсолютно самостоятельно сконструировал задуманную борьбу. В одиночку, без помощников и единомышленников.

Реакция ветеранов спорта была незамедлительной и однозначной. Пожалуй, лучше всех выразил их точку зрения кандидат педагогических наук И. Алиханов на страницах журнала Теория и практика физической культуры. Конечно, назвать имени Ощепкова в те годы он не мог, но привел названия работ учеников Василия Сергеевича, вышедших в свет за десять-пятнадцать лет до первой книги по самбо, написанной Харлампиевым. Алиханов прямо писал, что не мешало бы иметь некоторую скромность, которая должна была бы напомнить ему (Харлампиеву. - Ред.) людей, вложивших до него много творческого труда и энергии в дело создания и развития этого вида спорта.

Такое заявление в те годы требовало немалой смелости и от автора, и от редакции. Они пошли на риск во имя справедливости. Но…

Справедливые возражения Алиханова остались "гласом вопиющего" услышанным лишь узким кругом специалистов: Теорию и практику физической культуры читали единицы, а Огонек - миллионы. И у этих миллионов людей борьба самбо теперь прочно ассоциировалась с именем Харлампиева.

Так началась жизнь легенды. Занимательный сюжет очерка не раз был воспроизведен в различных сборниках и воспринимался уже как абсолютно достоверная истина.

Прошли годы. Ощепкова посмертно реабилитировали. Но места для его имени в легенде уже не было. С каждым очередным пересказом она приобретала все новые и новые красочные подробности. В повествований появлялись даже новые действующие лица.

Так, к примеру, выяснилось, что совсем не отец посоветовал Харлампиеву создать новый вид борьбы. Оказывается, это ответственное поручение дал ему сам Н. Подвойский. Несостоятельность подобного утверждения очевидна: герою легенды в то время было всего-навсего пятнадцать лет и он еще учился в школе. Но такова уж, видимо, магичесая сила любой легенды - ей верят не сомневаясь. И тек более не проверяя фактов.

Но вот что характерно: насколько я помню, Харлампиев ни разу не выступил с рассказом о создании самбо сам. Легенда приходила к читателю через вторые, а то к третьи руки.

Почему он молчал? Может быть, не хотел рисковать зря? А может, просто не давала покоя совесть? Не знаю. Делать же голословные утверждения просто не имею права.

Но свою, подчеркну - свою, точку зрения выскажу. Мне кажется, что Харлампиев,. немало сделавший для развитая самбо, нелегко переживал двойственную ситуацию, в которой оказался. Но положение, как говорится, обязывало. И в конце концов, возможно, он сам поверил в уже ходившую по свету легенду. Во всяком случае, в рукописи воспоминаний Два горизонта самбо, переданной в издательство Физкультура и спорт родственниками после его смерти, Харлампиев уже прямо писал, что от Ощепкова ничего нового не узнал.

Федерация борьбы самбо СССР создала специальную комиссию для проверки фактов, указанных в рукописи. Большую, кропотливую работу проделали ее члены. И на основании документов установили однозначно: признать Харлампиева создателем самбо нельзя, приоритет его учителя Василия Сергеевича Ощепкова неоспорим.

История сама всех расставила по местам. Обученные рукопашному бою по специальному наставлению, подготовленному на основе ощепковских приемов, наши пограничники и кадровые части Красной Армии достойно встретили первые, самые тяжелые удары врага в первые дни Великой Отечественной войны. "Правда" писала тогда о героях-пограничниках. Они бились врукопашную, и только через мертвые их тела мог враг продвинуться на пядь вперед. Примеров отчаянной храбрости безоружных войнов было в те ратные годы предостаточно. Да, старого мастера уже не было в живых, но его безотказные приемы сослужили верную службу тем, кто сокрушал в отчаянных рукопашных схватках фашистских извергов.

...Под утро черный ворон заурчал двигателем, увозя ж тюрьму новоиспеченного врага народа. Казалось, имя Василия Сергеевича Ощепкова навсегда вычеркнуто из истории советского спорта. Но у справедливости нет срока давности. И забытое по приказу свыше в страшные годы репрессий, это имя должно снова стать знакомым и близким.

Источник: http://fudokan.mv.ru/file/lib/dzudo1.htm

_________________
Официальный представитель WSKF в АР Крым


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 07-08, 14:01 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07-06, 22:31
Сообщения: 356
Откуда: Симферополь
http://www.budo-forums.ru/index.php?showtopic=20046

_________________
Отмечая жизнестойкость опарышей, перестаёшь удивляться назойливости мух...(с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB